Новости

Дама и автомобиль...

Дама и автомобиль...

Возможно Покровская Ира была самым первым из сел Тамбовщины, где появился легковой автомобиль. Которым еще и управляла женщина!

Мир довольно быстро привык к тому, что женщина стала наездницей. А женщины верхом на коне быстро усвоили, насколько грациозно они при этом выглядят!

Аристократки всего мира ездили верхом на охоту, выезжали на неспешные верховые прогулки и бывало гарцевали под восторженные взгляды поклонников.

Но времена менялись и на смену породистым скакунам пришли автомобили. Они поначалу не вызывали у дам того времени восторга, были слишком шумными и пахли бензином и гарью. Да и передвигаться на них поначалу было не так уж и удобно: там, где мог проскакать конь, не везде мог проехать автомобиль.

Но и здесь время брало свое и сидеть в салоне автомобиля оказалось ничуть не хуже, чем в карете. Можно было откинуться на спинку заднего сиденья и спокойно заняться своим внешнем видом.

Дама в автомобиле как в карете

С появлением первых такси автомобиль приобрел еще больше популярности у представительниц прекрасного пола. Теперь можно было передвигаться также привычно, как и с извозчиком в карете или дилижансе, а выходя из автомобиля, небрежно сказать шоферу:

Дама,
 выходя из автомобиля

"Заберите меня около полудня, Любезнейший!"

 

В какой-то момент времени аристократки открыли для себя и вождение автомобиля. Оказалось, что быть за рулем наисовременнейшего транспортного средства не только престижно, но и очень даже модно!

Дама за рулем автомобиля

А как же удобно стало встретиться с подружкой и прокатиться на своем собственном астомобиле!

С подружкой за рулем собсвенного автомобиля

Женские журналы того времени пестрят объявлениями о курсах вождения для дам, а автопроизводители делают акценты в своих рекламных материалах именно на женщин.

Реклама автомобиля и дама

Толчок развитию автомобильного дела в России придало созданное в 1903 году «Императорское Российское автомобильное общество». Число автолюбителей стремительно росло, хотя автомобиль и продолжал оставаться предметом роскоши. Стать владельцем автомобиля стремились многие состоятельные граждане, среди которых были не только представители российской знати, но и купечества, и сформировавшегося к этому времени крупного сословия промышленников.

Герб Императорского Российского автомобильного общества

Герб ИРАО

К декабрю 1916 года «Императорское Российское автомобильное общество» (ИРАО) насчитывало 424 действительных и пожизненных членов, из которых 24 женщины. И среди них значится и Мария Константиновна Рейтерн (рожд. Нарышкина, по первому браку книгиня Оболенская), с указанными адресами ее постоянного проживания: в Санкт-Петербурге и в с. Ира Кирсановского уезда Тамбовской губернии...

К этому времени автомобили несомненно уже вошли в повседневность по всей территории Российской империи. Но интересно и то, что среди всех членов ИРАО в 1916 году, только у Марии Константиновны Рейтерн в качестве постоянного проживания указана Тамбовская губерния. Похоже, что Мария Константиновна была единственным членом «Императорского Российского автомобильного общества» от Тамбовской губернии!!!

В воспоминаниях современников можно найти упоминания о том, что Мария Константиновна ездила на своем автомобиле в окресностях Иры и Кирсанова. Мы же нашли подверждение в архивах о том, как Мария Константиновна переправила по железной дороге один из своих автомобилей из Санкт-Петербурга в Кирсанов:

Счет Мазуревича

4-го июня
Отправка людей в имение
- проезд на трамвае за билетами…....... (копейки)
- билеты с плацкартами …………...… 72 руб. 80 коп.
- багаж и две собачки …………..………12 руб. 80 коп.
- ломовой извозчик с багажом……... 4 руб. 40 коп.
- носильщики на вокзале…………..….. 2 руб. 70 коп.
-Трамвай для всех людей………….…..………  0,80 коп.
- Телеграмма для Генеральши……….……... 0,80 коп.

5-го июня
Отправка Автомобиля  и всех вещей
- за автомобиль и все вещи в общем …. 95 руб. 40 коп.
- ломовой извозчик с вещами …………..….. 4 руб. 30 коп.
- в доме дворнику, что вещи носил……….……... 0,60 коп.
- на вокзале вообще на чай дал ………..….. 6 руб. 50 коп.
- трамвай туда и обратно вдвоем …………......…. 0,40 коп.
- Аврааму Боровицкому дал
  на дорогу суточные деньги и расходы…............ 25 руб.

                                                           Итого – 226 руб. 70 коп.

 

Автомобили каких марок она имела в своем распоряжении, нам пока не известно. Но в воспоминаниях можно заметить такое выражение, как "выписанный из-за границы автомобиль".

Также встречается информация и о том, что водителями у Марии Константиновны были итальянские подданные - Пепино Камаррото и Рафаил Помес. И это в разгар первой мировой войны! Может быть Мария Константиновна взяла к себе на службу этих двух итальянцев из числа тех многочисленных военнопленных, которые, как известно, были размещены в лагере возле Кирсанова?

 

Итальянские военнопленные в Кирсанове 1916 г

Итальянские военнопленные в Кирсанове 1916 г
Фото: из фондов Кирсановского краеведческого музея

 

Можно смело констатировать тот факт, что Покровская Ира была если и не первым, то уж точно одним из самых первых сел в Тамбовской губернии, в котором появился автомобиль!

С началом первой мировой войны «Императорское Российское автомобильное общество» без промедления включилось в помощь фронту, сформировав санитарные колоны для доставки раненых в госпитали.

Санитарная колона Императорского автомобильного общества

При этом создавались даже абсолютно новые автомобили, адаптированные именно под такие задачи:

Санитарная колона Императорского Российского автомобильного общества

С началом войны сама Мария Константиновна Рейтерн активно участвовала в оказании всесторонней помощи, работая в секции Великой княгини Марии Павловны. А именно при поезде Великой княгини для доставки раненых были задействованы и личные автомобили членов ИРАО...

Революция и гражданская война многое поменяли в жизни российского общества. Нам пока неизвестно, что стало с автомобилями Марии фон Рейтерн. Может быть их экспроприировали, как это случилось с ее собранием картин и других предметов искусства (хранятся в Эрмитаже), может быть на них еще долгие годы ездили советские партийные или хозяйственные функционеры.

А может быть как раз на одном из автомобилей Марии Константиновны многие годы спустя встретили на вокзале в Кирсанове и отвезли в Ирскую коммуну делегацию Бернарда Шоу? Нам это пока неизвестно...

Но одно мы можем сказать с уверенностью: любовь к лошадям и быстрой верховой езде дополнилась у Марии Константиновны страстью к более быстрым автомобилям. И находясь уже в эмиграции, Мария Константиновна фон Рейтерн стала владелицей шикарного Rolls-Royce...

Но это уже совсем другая история...

 

Дама за рулем автомобиля

 

Использованы иллюстрации журналов "Die Dame", "Столица и усадьба"
материалы дореволюционной газеты "Петербургская газета",

Независимый исследователь Р.Н. Ирский
Куратор инициативной группы Г.Л. Леденева

 

Поделиться этой публикацией:

Смотрите также:

Школа села Покровская Ира и народное образование в Российской империи

Возможно, в каждом селе была своя отличница Марфа...

Сожжены коммунарские дома

Без комментариев...

Пиво не Жигулевское. Пиво Пелагеи Жуковской!

Или о том, какая могла быть связь между...

Грустно читать о дворянских усадьбах...

Еще одно стихотворение об Ирском имении и Ирской коммуне

Другие новости >>>


Мы ищем:

Любые фотографии имения Марии фон Рейтерн
Музыкальные инструменты оркестров Ирской коммуны

Посмотреть все >>>

Мы нашли:

Выпуск газеты «Коммуна» от 31 июля 1931 года
Потомков легендарного Степана Плужникова...
Человека из коммуны, изображенного на фотографии!

Посмотреть все >>>