Культура колхозной деревни
Статья в газете "Правда" от 06 октября 1949 года
Культура колхозной деревни
Сельскохозяйственная артель имени Ленина — одна из передовых в Тамбовской области. Да и за пределами области хорошо известен этот колхоз. Широкую популярность он снискал образцовой постановкой всех отраслей сельского хозяйства, капитальным строительством, обильными урожаями, развитым животноводством, высокими доходами.
Достояние колхоза имени Ленина исчисляется миллионами рублей. Но самый ценный капитал колхоза — его люди. Колхозный строй, утвердившийся в деревне, породил новое поколение крестьян, и оно строит новую жизнь. Путь, пройденный передовым колхозом, отражает победное шествие всего нашего крестьянства к коммунизму.
«Власть земли» и «власть тьмы» — этими понятиями определялось в русской литературе положение деревни. Помещики, кулаки и чиновники насаждали свою черную «культуру»: царев кабак, кулачные бои в церковные праздники, лубки, прославлявшие деяния царя небесного и царя земного, литературу, учившую рабов подчиняться господам, звавшую к кротости и терпению. Помещики и капиталисты одинаково были заинтересованы в том, чтобы деревня не выходила из ярма подневольного труда, из омута нищеты и невежества, чтобы идиотизм ее жизни подавлял творческую мысль, убивал стремление крестьянина к свободе, красоте и счастью.
Были люди, называвшие себя «друзьями народа» и пытавшиеся «облагодетельствовать» деревню культурой. Но не им, далеким от масс, чуждым народным интересам, нищим духом, суждено было повернуть деревню на новый, светлый путь. Только большевики, хорошо знающие нужды и потребности, думы и чаяния крестьян, только большевики, вооруженные передовой теорией, революционной программой коренной перестройки страны, указали рабочему классу и крестьянству единственно правильный путь к новой жизни и в борьбе за эту новую жизнь создали нерушимый союз рабочих и крестьян.
В сравнительно короткий срок — двадцать лет исполняется осенью текущего года с начала массового колхозного строительства — был подведен прочный экономический фундамент под здание новой культуры в деревне. Эта база создана в результате успешного осуществления генеральной линии партии на социалистическую индустриализацию страны и коллективизацию сельского хозяйства. «От города и его промышленности,—говорит товарищ Сталин,— деревня получает теперь помощь — тракторами, сельхозмашинами, автомобилями, людьми, средствами. Да и сама дееревня имеет теперь свою промышленность в виде машинно-тракторных станций, ремонтных мастерских, всякого рода промышленных предприятий колхозов, небольших электростанций и т.п. Культурная пропасть между городом и деревней заполняется».
Мы уже привыкли не удивляться многим переменам в жизни и быту нашей деревни. Для нас уже стали обычными понятия: сплошная электрификации деревни, радиофикация колхоза, сельская школа-десятилетка, колхозный лекторий. Но вместе с тем, сколь все это знаменательно, какие поистине великие перемены произошли в деревне! Возьмем, например, электрификацию села. «Опорой просвещения» назвал Ленин первую электростанцию в московской деревне, открытую в ту пору, когда большевики приступали к строительству новой жизни в стране. Электрическая энергия не только стала могучим рычагом подъема экономической жизни, целый переворот внесла она в быт крестьянина, в культуру деревни. На Урале одна из деревень носила название «Темная». С открытием электростанции колхозники потребовали иного названия для деревни. «Светлая» — такое имя было дано ими деревне, живущий с электрическим светом, деревне, в которой есть радио и кино, газета и книга, в которой уже нет тьмы и бескультурья, характерных для прежнего захолустья.
В свое время Некрасов писал о том, как «изнывает русский ум вдали от центров просвещенья». Ныне исчезает расстояние между этими центрами и местами. У нас нет уже провинции в ее старом понятии. Советская деревня делит с городом блага социалистической культуры. Голос Москвы через радио слышен в самых отдаленных деревнях. Их жители слушают передачи из столицы на самые различные темы. Крестьяне имеют возможность знакомиться с новинками киноискусства. В деревню направляется из центра могучий книжный поток. В ее клубах выступают перед крестьянской аудиторией люди искусства и люди науки. В последнее время широкое распространение получили сельские лектории. К участию в их деятельности привлекаются лучшие кадры нашей интеллигенции.
Многие партийные организации показывают пример постановки культурной работы в деревне. Москвичи достигли больших успехов в деле электрификации и радиофикации колхозов Московской области, в деле расширения и углубления культурных связей города с деревней. В печати сообщалось о положительном опыте партийных организаций Омской, Одесской, Винницкой и Житомирской областей в радиофикации села, создании сельских библиотек, в развитии физкультурного движения, художественной самодеятельности, в школьном строительстве.
Новое время — новые требования. Семимильными шагами идет вперед жизнь, быстро растут люди. Уже иной мерой надо измерять уровень культурной жизни в деревне. То, что вчера казалось достижением , — сегодня, в свете, все возрастающих запросов населения, уже не может целиком удовлетворять деревню. От красного уголка и избы-читальни во многих колхозах переходят к клубу и Дому культуры, от школы начальной — к десятилетке, от книжной полки — к библиотеке, от разрозненных мероприятий — к большому, стройному плану культурной работы на селе.
Коммунисты колхоза вмени Ленина четко видят перед собой фронт культурной работы в деревне. В понятие культуры ими включается многое: овладение машинами, преобразование природы, благоустройство села, средства связи, больница, школа, кино, радио, книга, клуб, физкультура, художественная самодеятельность населения. Всему этому культурному строительству они стремятся уделять внимания не меньше, чем экономике колхоза. Изобилие духовной культуры — такова цель, которую ставят перед собой большевики. Высокая, благородная цель!
Политическая и культурная работа в деревне, к сожалению, не везде поставлена должным образом.
— Мы заняты сельским хозяйством, и вопросы культуры решаем в последнюю очередь,— так заявляет тов. Завьялова, секретарь Середского райкома партии, Ярославской области.
Странное заявление! Так могут рассуждать только люди, не понимающие огромного значении культурно-воспитательной работы в деревне для коммунистического воспитания трудящихся, для ликвидации пережитков капитализма в сознании людей и улучшения всей работы наших колхозов.
За последние годы партийные и комсомольские организации на селе, выросли и окрепли, значительно поднялся уровень их работы. Колхозная деревня располагает теперь кадрами народной интеллигенции. Есть кому вести культурную работу. Но у нас есть еще и старый трафарет в подходе к новой деревне и недооценка ее культурного роста. Кое-кто полагает, что деревенскую глубинку можно держать на старом культурном «пайке». И вот кинопрокат нередко шлет на село кинофильмы в последнюю очередь и качеством похуже. Культпросветотделы не проявляют надлежащей заботы о культурных учреждениях на селе. Общество по распространению политических и научных знаний все еще недостаточно посылает в сельские лектории хороших лекторов и докладчиков. Издательства еще слабо учитывают в своей работе возросшие запросы колхозного крестьянства, мало издают книг, нужных для деревни. Плохо организовано продвижение книги на село.
Задача партийных и советских организаций, задача культурно-просветительных учреждений — поднять культурную работу в деревне на высоту требований нашего времени. Передовые колхозы наряду с организационным и хозяйственным опытом имеют и замечательный опыт постановки культурной работы. Этот опыт должен стать достоянием всех сельских районов.
Смотрите также:
Без комментариев...
Статья в газете "Правда" от 06 октября 1949 года
Статья в газете "Правда" от 06 октбяря 1949 года
С чего начиналось школьное образование в Ирской коммуне...
Новая краеведческая книга о Кирсанове и Кирсановском...
Как наблюдательность и вежливость помогли комсомолке...
Новости
Обновления списков
- 08.11.24 | Жители Покровской Иры
- 06.11.24 | Репрессированные коммунары
- 03.11.24 | Посемейный cписок первых коммунаров
- 31.05.24 | Клабище села Паника
- 05.09.23 | Кладбище села Ленинское
- 05.09.23 | Списки первых коммунаров
Обновления страниц
- 17.11.24 | Новости
- 16.11.24 | Cтатьи
- 10.11.24 | События и мероприятия
- 08.11.24 | Жители Покровской Иры
- 06.11.24 | Репрессированные коммунары
- 03.11.24 | Тайны имения Марии фон Рейтерн