Субботник в Ирской коммуне 19 октября 2024

Подробнее >>>

 

Новости

Пиво не Жигулевское. Пиво Пелагеи Жуковской!

Пиво не Жигулевское. Пиво Пелагеи Жуковской!

Или о том, какая могла быть связь между женщиной-пивоваром из Кирсанова и Ирским имением?

Путь исследователя часто тернист и извилист, а порой даже и совсем непредсказуем. Казалось бы, возьми веревочку, да и иди по ней, как раньше делали те же кладоискатели, спускаясь в темные пещеры и осторожно двигаясь по стесненным, узким и запутанным подземным ходам.

А вот и развилка: куда идти — направо иль налево? Надо бы остановиться и сделать на этом месте пометку: вдруг и сюда придется вернуться?

Копаясь в бесчисленных архивных материалах, просматривая мемуары, читая старые газеты, книги и журналы, наталкиваешься на множество фамилий, имен, названий городов и местечек. Трудно все охватить, запомнить, да и сделать ту самую пометку, ведь не всегда приходится и возвращаться.

Но время от времени и даже с завидной на то регулярностью возникает стойкое чувство: где-то это уже попадалось на глаза! Определенно! Но где? Когда? И какая может быть связь с тем, что ты сейчас ищешь?

Об одной из таких ситуаций мы решили написать сегодня, посчитав, что данный материал может быть интересен тем, кому знакомо это чувство, кто уже когда-либо находил совпадения там, где их совершенно не ждешь.

***

Вторым мужем последней хозяйки Ирского имения, Марии Константиновны (рожд. Нарышкиной, по первому браку княгини Оболенской), был генерал Александр Максимович Рейтерн.

Александр Максимович принадлежал к дворянскому роду von Reutern, берущему свое начало из немецкого города Любек и получившим в 1691 году шведское дворянство. Среди представителей этого рода было много высших офицеров, в том числе и российских генералов на службе Его Императорского Величества, государственных деятелей, художников, творческих людей.

Из рода Рейтернов происходила и супруга знаменитого поэта Василия Андреевича Жуковского, Елизавета Евграфовна Рейтерн, отец которой был известным русским и немецким живописцем, академиком Императорской Академии художеств.

Просматривая архивные материалы, мы натолкнулись на любопытную фотографию, на которой изображены две молодые дамы:

Александра Васильевна Жуковская и Мария Максимовна Рейтерн

С большой долей вероятности это дочь поэта Василия Жуковского, Александра Васильевна Жуковская и сестра генерала Александра Максимовича, Мария Максимовна Рейтерн.

Значит, семьи генерала и поэта были не просто дальними родственниками, но и поддерживали близкие отношения!!!

В этой связи сразу вспомнилось и одно из рекламных объявлений:

Реклама пивзавода П.Т. Жуковской

А не дальняя ли родственница эта Пелагея Тимофеевна Жуковская великому русскому поэту и соответственно супругу последней владелицы Ирского имения, Александру Максимовичу Рейтерну?

И тут сразу припомнилось и то, что у троюродного брата Марии Константиновны, Георгия Дмитриевича Нарышкина также была пивоварня! Что это - простое совпадение? Или?

Но что же известно о Пелагее Тимофеевне Жуковской?

К сожалению, биография и судьба Пелагеи Тимофеевны - белое пятно во всей этой истории. Информации об этом практически нет.

Нам удалось наткнуться на такие данные:
«… В 1911 году предприятие отмечено как пивной завод Эйхлера. В 1912 или 1913 году предприятие перешло во владение Пелагеи Тимофеевны Жуковской и работало как пивоваренный завод и заведения искусственных минеральных и фруктовых вод. О смене владельца можно судить по рекламе завода П. Т. Жуковской, в которой сказано, что завод основан в 1894 году».

Из этого можно сделать по крайней мере два безошибочных вывода: Пелагея Тимофеевна была дамой решительной и состоятельной.

Кем приходился ей химик М.П. Жуковский, лаборатория которого работала при пивном заводе?

Муж? Сын? Имея в семейном пивоваренном бизнесе специалиста в области пищевых технологий, можно было значительно повысить качество выпускаемой продукции, как и спрос на нее.

Двоюродный брат, дядя? Если только Пелагея не была замужем и не меняла девичью фамилию.

Однофамилец? Но фамилия нераспространенная, а для Кирсанова и округи и вовсе редкая.

Ответы на эти вопросы нам еще предстоит получить.

Где находился завод? В своей книге «Кирсанов. Наша история» Ростислав Просветов  пишет: «Весть об отречении от престола Государя-императора Николая II пришла в Кирсанов ранним утром 28 февраля 1917 года. Местный рабочий люд, городская интеллигенция и мещане потянулись на митинг к пивному заводу Жуковской, который располагался на левом берегу Пурсовки».

Немного проясняет ситуацию и найденная нами карта, на которой отмечено месторасположение завода.

Расположение пивзавода П.Т Жуковской на плане города Кирсанова

А были ли награды?

Бутылка пивоваренного завода П.Т. Жуковской

Бутылка пивоваренного завода П.Т. Жуковской

На рекламном плакате пивоваренного завода Жуковской значится: «За качество продуктов удостоен высш… награды «Grand prix» и большой золот… медали в 1913 году на выставке в Мон…видео (Италия)».

Монтевидео? Но это столица Уругвая! Сложно перепутать европейскую Италию с далекой латиноамериканской страной. В Италии есть коммуны Монте-Видон, Монтевиале, Монтевельо, Монтевеккья, Монефалько, но на плакате четко просматривается последняя часть слова «…видео».

Кроме того, нам не удалось найти информации о том, что в 1913 году в Италии проводилась какая-либо международная выставка. В Уругвае такой выставки не было тоже.

Так откуда же эта противоречивая информация в рекламе? Опечатка? Или же для красного словца? Таким способом Пелагея Тимофеевна решила добавить «весомости» производимой ею продукции? Пока мы не можем это ни утверждать, ни опровергнуть.

А вот простить маленькую ложь, если она действительно является таковой, можем! В мире мужчин, в условиях довольно жесткой для маленького городка конкуренции (нам известно еще о двух оптовых пивных складах в Кирсанове), женщине-пивовару наверняка приходилось нелегко.

Однако история жительницы Кирсанова, собственницы пивного производства, не уникальна.

Купеческая дочь Авдотья Власьева, жительница Замоскворечья, в 1805 году владела пивзаводом. А у истоков уральского пивоварения стоят две женщины - Мария Гребенькова и Эмма Филитц. Обе жили в Екатеринбурге,  обе взяли в свои руки управление семейным бизнесом после смерти мужей и сделали его процветающим. Одной на этот момент было 56 лет, другой – 42 года. Они не просто конкурировали. Они учились друг у друга и каждая относилась с большим уважением к сопернице.

Женское предпринимательство – это очень интересная страница истории дореволюционной России.

Не смотря на патриархальные устои, веками складывающиеся в российском обществе, женщина XIX - начала XX веков не была уж такой угнетенной и обездоленной.

Зависимость женщины от мужчины – сначала от отца, потом от мужа – была закреплена законодательно: «Жена обязана повиноваться мужу своему как главе семейства; пребывать к нему в любви, почтении и в неограниченном послушании», но при этом действовал принцип раздельной собственности супругов, и не существовало понятия совместно нажитого в браке имущества. А те истории, когда муж проматывал имущество жены, происходили в том случае, когда женщина собственноручно подписывала доверенность на имя своего супруга. Но и здесь гражданское право предусматривало «возвращение дара в случае явного непочтения со стороны одаренного».

Значительная часть женщин-предпринимателей была дворянского и купеческого сословия, получившие имущество по наследству. Но были и крестьянки, которые еще до отмены крепостного права в 1861 году могли договориться с помещиком и уйти на заработки в город, платя при этом своему барину оброк. Если их дела шли в гору, у них появлялась возможность выкупить себя и свою семью. Так например, в списке Торговых заведений Кирсанова за 1915 год среди владельцев 451 заведений числится аж 51 крестьянка!

Конечно, предпринимательницам того времени была близка «женская» тема – мода и красота: текстильные мануфактуры, средства ухода за волосами и кожей, одежда и модные аксессуары, сумочки, шляпки, шали и накидки. Но и традиционно мужской бизнес, например, различные виды производств, гостиницы, строительство, даже металлургические заводы и, как в нашем случае, пивоварение, попадая в женские руки, развивался и приносил немалый доход.

Умные, сильные, волевые, они все равно оставались женщинами, поддавались чувствам, влюблялись, теряли головы и свое состояние. Кто-то заканчивал жизнь в нищете, а кто-то, пользуясь услугами лучших адвокатов, через суд возвращал себе нажитое.

Пока очень сложно сказать, имела ли Пелагея Тимофеевна Жуковская какое-либо отношение к Марии Констаниновне Рейтерн, да и к семье великого русского поэта Василия Жуковского.

Но безо всякой тени сомнения можно утверждать, что именно ему, Василию Андреевичу Жуковскому обязаны все сегодняшние Светланы своим именем! Все без исключения! И где бы они при этом не находились: будь то в Санкт-Петербурге или в той же Покровской Ире! Ведь именно благодаря ему и получило распространение ставшее столь популярным женское имя Светлана, которое сегодня носят миллионы.

А вот имя кирсановской предпринимательницы Пелагеи Жуковской возможно еще будет возрождено, как и пивоварение в Кирсанове. И велика вероятность того, что это будет наша с вами современница, которая продолжит традиции русского пивоваренного производства, успешно начатое ее предшественницами более века назад, а жители Кирсанова и всей России смогут насладиться великолепным пивом в поистине изящной бутылке!

 

Независимый исследователь Р.Н. Ирский
Член инициативной группы, филолог Юлия Караулова
Куратор инициативной группы Г.Л. Леденева
Студентка ТГТУ, дизайнер Дарья Засыпкина

По материалам книг:
Ростислав Просветов «Кирсанов. Наша история»
Галина Ульянова «Купчихи, дворянки, магнатки»
И. Маликов «Заметки о пивоваренных заводах России»

 

Поделиться этой публикацией:

Смотрите также:

Другие новости >>>


Мы ищем:

Любые фотографии имения Марии фон Рейтерн
Музыкальные инструменты оркестров Ирской коммуны

Посмотреть все >>>

Мы нашли:

Выпуск газеты «Коммуна» от 31 июля 1931 года
Потомков легендарного Степана Плужникова...
Человека из коммуны, изображенного на фотографии!

Посмотреть все >>>