Новости

Семнадцать центов за питание и очень хороший стол!

Семнадцать центов за питание и очень хороший стол!

Что писал Эдди Шервуд об Ирской коммуне

Наконец то нами найдена книга Эдди Шервуда «Вызов России» (Оригинальное название: The Challenge of Russia by Sherwood Eddy - New York : Farrar & Rinehart, 1931). Книгу в оригинале на английском языке мы разместили для всех желающих в нашей Библиотеке. Здесь приводим фрагмент из Главы «III. Russian agriculture and collectives», стр.40-62, который касается Ирской коммуны.

***

Перевод с английского

 

Летом 1929 и 1930 годов писатель посетил деревни и попытался изучить это важное сельскохозяйственное движение в образцовых совхозах, в недавно организованных коллективах, где крестьяне делят только землю и труд, и в более продвинутых коммунах, где все имущество у них общее.

В первой коммуне, которую мы посетили в Тамбовской области, мы стояли на старой разрушенной сторожевой башне, с которой бывший владелец большого поместья пристально наблюдал в подзорную трубу за работой своих крепостных. Неподалеку находилось здание, возведенное с помощью неоплачиваемого принудительного труда, и место для порки, где бывших крепостных или крестьян наказывали, когда это было необходимо. Сегодня здесь, в коммуне, живут люди, которые когда-то работали на старого русского генерала, владевшего поместьем и разводившего скаковых лошадей в его великолепных конюшнях. В царские времена этим крестьянам, жившим в крайней бедности, платили десять-двенадцать центов в день, три доллара в месяц или около сорока долларов в год. Сторожевая башня сейчас лежит в руинах; крепостные были освобождены в 1861 году; крестьяне были освобождены от несправедливого царского режима только в 1917 году.

Сегодня это поместье - коммуна, основанная пятьюдесятью русскими иммигрантами, вернувшимися из Соединенных Штатов на родину в 1921 году. Они начинали, не имея ничего, кроме голых рук и этих пустых зданий. В первый год они были настолько бедны, что питались воронами, а иногда даже сорняками. Восемь лет назад их общее имущество, не считая земли, составляло 10 000 долларов; сегодня оно составляет 60 000 долларов. Число членов возросло с 50 до 238 человек, владеющих четырнадцатью сотнями акров земли.

Их девять современных тракторов работают день и ночь в три восьмичасовые смены. Мы заметили, что одним из них управляет женщина. У них большое стадо крупного рогатого скота, а также несколько сотен овец и свиней. Они необычайно успешно разводят лошадей. У них хорошие фруктовые сады, мукомольная и лесопильная фабрики, и они строят электростанцию. Радио в комнате отдыха связывает их с Москвой. Члены коммуны получают первоначальный взнос наличными в размере пятидесяти-шестидесяти центов в день. Из этих денег они платят семнадцать центов за питание и накрывают очень хороший стол. За их детьми ухаживают с рождения, если это необходимо, в яслях для младенцев до четырехлетнего возраста, затем в детском саду и школе и, наконец, для тех, кто способен, вплоть до поступления в университет, который уже закончили четверо из них. Кажется, они особенно преуспевают в уходе за детьми. Мы никогда не видели никого, кто был бы счастливее или лучше подготовлен к сотрудничеству.

В коммуне царит оживление, как в пчелином улье, и она быстро расширяет свою деятельность, оказывая социальные услуги в окрестностях. Она организовала двенадцать коллективов в регионе и тесно связана с ними. В их состав входят около 1800 членов, которые уже обрабатывают более 7000 акров земли. В коммуне они делятся всем, что связано с совместной жизнью. В коллективе, который впоследствии, в случае успеха, может перерасти в коммуну, они делятся только землей и трудом. Эта коммуна, насчитывающая 238 членов, в прошлом году облагалась налогом всего на девяносто два доллара, что меньше, чем налог одного богатого крестьянина, и, вероятно, меньше, чем платят фермеры в любой другой стране мира.

Неподалеку мы обнаружили крестьян, которые обрабатывали свои небольшие участки в десять-двенадцать акров архаичными методами. Их деревянный плуг был немногим лучше того, которым пользовался Авраам четыре тысячи лет назад, за исключением того, что вместо примитивной заостренной палки у него было железное острие или сломанная лопата. Мы обнаружили, что они все еще жнут серпом и молотят зерно вручную деревянным цепом, живут в глинобитных хижинах с соломенными крышами и земляными полами, которые они делят с немногочисленными домашними животными, которыми обладают более удачливые. Вся политика правительства направлена на то, чтобы препятствовать индивидуальному накоплению частной собственности и развивать общественное накопление в кооперативном сельском хозяйстве. Процесс социализации идет с огромной скоростью. Мы посетили их новые сельские школы, где дети пели зажигательные песни о революции. Мы видели их оживленные советские штаб-квартиры и переполненные кооперативные магазины, которые продавали товары всего за два процента прибыли. Те немногие частные магазины, которые остались, продают товары более чем в два раза дороже, чем кооперативы. Мы слышали, как крестьяне-единоличники горько жаловались на тяжелые времена, высокие налоги и изъятия зерна, но всегда признавали, что в худшем случае им живется лучше, чем при незабываемых репрессиях царизма. Мы слышали, как члены коллективов говорили о своих привилегиях, облегченных налогах, современной технике, больших урожаях, увеличении личных удобств и повышении уровня жизни.

Затем мы посетили Ленинскую коммуну, расположенную неподалеку. Поколение назад наиболее предприимчивые из обедневших рабочих, которым удалось бежать, в отчаянии покинули Царскую Россию. Вся лучшая земля в регионе принадлежала нескольким богатым землевладельцам, в то время как худшая обрабатывалась крестьянами. Это был Степан (в оригинале: Stephen), который только что встретил нас в поезде. В возрасте восемнадцати лет он покинул ферму, где зарабатывал всего пять центов в день, отправился пешком, ночью пробрался через немецкую границу, спасаясь от царского режима, и эмигрировал в Америку. В военное время он зарабатывал там до двенадцати долларов в день. Он вступил в Коммунистическую партию Америки под руководством Джона Рида из Гарвардского университета и был арестован и посажен в тюрьму как радикал. Несмотря на высокую заработную плату, он не чувствовал себя свободным в условиях, которые казались ему системой социальной несправедливости в Соединенных Штатах. После революции он мечтал о новом дне в России. В 1922 году пятьдесят два из этих русских рабочих объединили свои сбережения и с общим капиталом в 30 000 долларов приобрели сельскохозяйственную технику и расходные материалы и вернулись в Россию, чтобы основать колонию, точно так же, как годом ранее это сделали пятьдесят человек, которых мы встретили в соседней коммуне.

Советское правительство выделило им более 2000 акров земли, и они основали Ленинскую коммуну, которая сейчас, семь лет спустя, насчитывает около четырехсот пятидесяти человек. Стоимость их завода и инвестированного капитала, не считая земли, увеличилась за этот период с 20 000 долларов до более чем 170 000 долларов. Их чистая прибыль в прошлом году составила около 8 000 долларов после уплаты всех расходов и налогов. Они занимают деньги в кооперативных банках под шесть и девять процентов годовых. После оплаты всех общих расходов каждому члену кооператива начисляется небольшой денежный бонус. Они не возражают против владения личной собственностью, но вся функциональная собственность, которой являются средства производства, является общей.

Каждый член этой коммуны получает от сорока до пятидесяти центов в день заработной платы, из которых двадцать центов он платит за питание. Коммуна оказывает поддержку всем детям общины с рождения, за исключением периода ухода за ними, при желании предоставляя дошкольное образование в яслях до четырехлетнего возраста, детский сад в возрасте от четырех до семи лет, школу с семи лет и старше, а также принимает наиболее способных детей через колледж или университет, где сейчас учатся десять из них.

Родители и дети находятся в своих домах только по ночам. Дом сохранен, но некоторые его функции выполняет школа, а другие - сообщество. Центр тяжести сместился с личности и отдельного дома на сообщество. В играх и на работе сотрудничество становится жизненной привычкой. Это новый образ жизни. С рождения и до самой смерти все их обучение направлено не на то, чтобы преуспеть в борьбе за индивидуальное приобретение и обладание, а на благо всего общества. Социальное приобретение заменяет индивидуальное накопительство. На нас произвел впечатление тот факт, что из всех мужчин, с которыми мы беседовали и которые побывали в Америке и попробовали то, что для них было источником процветания и высокой заработной платы, ни один не захотел возвращаться. Не было ни одного мужчины и очень немногих женщин и детей, которые предпочли бы то, что они считали духовными ценностями - большую свободу, самовыражение и самореализацию в этом кооперативном сообществе, большей личной выгоде и индивидуальному владению, которые они могли бы иметь в Америке. Они чувствовали, что Америка многому их научила, но в социальном плане они могли бы добиться большего в России. Никто из них, похоже, не использовал преимущества коммуны в качестве оправдания своей лени. За семь лет они нашли только одного бездельника, и его быстро устранили. В их конституции было закреплено предписание Священного Писания: "Если человек не хочет работать, то и есть ему нечего".

В этой коммуне есть собственные фруктовые сады, молокозавод, сыроварня, мукомольная фабрика, литейный цех, лесопилка и общая столовая, где они могут поужинать за отличным столом. Их культурная жизнь сосредоточена в большом здании клуба с электрооборудованием, радио, еженедельными просмотрами фильмов, театральными постановками, а также развлекательными и образовательными мероприятиями. В зимние месяцы вся община занимается учебой по вечерам, как в народных школах Дании. В читальном зале представлено сто тридцать пять газет и периодических изданий. В этой коммуне только 27 членов состоят в Коммунистической партии, а местное самоуправление управляется советом или местным комитетом из пяти человек, избираемым ежегодно. Среди молодежи 32 человека состоят в комсомоле и 45 - в юных пионерах, или членах организованного молодежного движения, которые активно участвуют в активной службе и подготовке к столь желанному членству в Коммунистической партии. Особых привилегий для членов партии практически нет, но значительно возросла ответственность за службу.

В течение трех вечеров, на которых мы присутствовали, в клубе проходили самые интересные встречи. Первой была военная встреча, посвященная регистрации добровольцев на случай войны с Китаем из-за разногласий по поводу Северо-Маньчжурской железной дороги. По всей России население было взбудоражено сообщениями прессы о серии предполагаемых оскорблений, захватах китайцами советских учреждений и должностных лиц, телеграфных и железнодорожных линий, и они были убеждены, что за этой серией враждебных действий стоят великие державы. Высшие китайские чиновники не смогли доказать законность этих изъятий, когда автор статьи беседовал с ними позже в том же году.

Здесь, в Ленинской коммуне, когда потребовались добровольцы на случай возможной войны с Китаем, в дополнение к четырнадцати лицам призывного возраста, двадцать молодых мужчин и женщин предложили себя на службу. Кандидатов никогда не призывают на какую-либо службу или должность, если они не открыты для представителей обоих полов в равной степени. Это почти привело бы к новой революции, если бы была предложена какая-либо монополия на привилегии "только для мужчин". В первую ночь один-единственный мужчина во всей коммуне заявил, что не пойдет воевать. Он также не перечислил месячную заработную плату на третий промышленный заем, который должен был обеспечить реализацию национальной пятилетней программы. Соответственно, на второй вечер, когда мы присутствовали, состоялось собрание коммуны, на котором его судили и исключили из членов. После беспристрастного слушания дела решение было принято почти единогласно.

На третий вечер в коммуне состоялось молодежное собрание, на котором присутствовала вся община. Были произнесены искренние речи, а после собрания был показан еженедельный фильм. Большинство из них - российские фильмы, поставляемые правительством. Они создаются не для получения прибыли, а для обучения людей идеям, которые они хотят привить. Фильм, который мы посмотрели, был посвящен весне молодежи. В виде рассказа он был посвящен образованию, характеру и служению.

Год спустя, в 1930 году, мы узнали, что этот человек был вновь принят в коммуну.

Кульминационный момент картины - это не изображение личных достижений, богатства или индивидуального счастья, а некая социальная победа общества. В России запрещены фильмы с сомнительным влиянием. Дуглас Фэрбенкс популярен, но большинство американских фильмов не соответствуют российским социальным стандартам. Из всех кинотеатров, в которых взимается плата за вход, 40% находятся в ведении профсоюзов, 35% - Министерства образования, 3% - государственной корпорации и только 1% - частных лиц. Это единственная страна, которая не коммерциализировала кино, а превратила его в масштабный образовательный проект.

Воскресенье в коммуне было днем отдыха. Мы нашли только двух пожилых женщин старше семидесяти, которые все еще иногда посещали церковь в соседней деревне. Вместо старой религии формализма и эстетического мистицизма, часто оторванной от разума, морали и практической жизни, коммунисты стремились создать новую гуманитарную религию социального служения. Их новый моральный кодекс в настоящее время представляет собой рациональную систему личной свободы, основанную на социальном обеспечении. Все браки в деревне регистрируются. В этой здоровой, социализированной деревенской жизни почти не бывает разводов и беспорядков. Пьянство, которое было очень распространено среди членов общины, когда они жили в Америке, в настоящее время в значительной степени искоренено. Проводится общенациональная просветительская кампания против пьянства. Юноша казался здоровым, рассудительным и владеющим собой. Мальчики и девочки из коммуны, которые живут в соседнем городе и посещают старшую школу, не находятся под руководством воспитательницы или пожилого человека, но поддерживают здоровую самодисциплину в рамках своих собственных самоуправляющихся молодежных организаций, придерживающихся либерального, но серьезного морального кодекса.

Вернувшись в Россию в 1930 году, мы обнаружили, что две вышеупомянутые коммуны объединились. Их число увеличилось до более чем тысячи человек. Были введены новые функции. Из нескольких инкубаторов, которыми они управляли, только один был способен выводить тридцать тысяч цыплят одновременно. Точное производство необходимого стране зерна, овощей, молочных продуктов, крупного рогатого скота, овец, свиней, домашней птицы и любой сельскохозяйственной или промышленной продукции предусмотрено “плановой экономикой” Государственной плановой комиссии и Высшего экономического совета. В анархическом конкурентном индивидуализме ничто не оставлено на волю случая или личной выгоды.

Мы обнаружили, что подавляющее большинство членов коммуны, которые раньше жили в Америке, предпочитают свой нынешний образ жизни. Они считают, что главное преимущество коллективного и обобществленного сельского хозяйства заключается в большей безопасности жизни. В Америке они обнаружили, что высокие зарплаты чередуются с безработицей и нуждой. Там каждый русский чувствовал себя чужаком. Здесь он уверен в работе, его никогда не бросят на произвол судьбы, и он может жить полноценной жизнью, не завися от отдельного работодателя. У него есть право голоса при определении всех условий своей жизни. Революция высвободила в нем новые мысли и стремления. Если он идеалист, он чувствует, что здесь он является частью великого плана и что он работает не только для себя, но и на благо всего общества. Для него Россия в социальном плане казалась землей обетованной будущего, а не Америкой с ее возможностями для частного обогащения.

...

Сегодня в России проводится один из величайших экспериментов в мире: эксперимент по созданию единого, кооперативного, социализированного порядка в противовес конкурентным, индивидуалистическим, националистическим государствам. Догматики с обеих сторон могут с презрением отнестись к возможности проведения экспериментов в любой сфере, кроме их собственного ортодоксального образа жизни. История может сделать выбор между этими двумя вариантами. Или же это может развить в каждом из них ценные элементы, которые могут существовать бок о бок; или же это может позволить обоим внести длительный вклад в более высокий синтез опыта.

По оценкам американского эксперта по сельскому хозяйству г-на А. А. Джонсона, если нынешние темпы прогресса сохранятся, то через десять лет Россия станет крупнейшим производителем и экспортером зерна в мире. Путешествуя по обширным равнинам Центральной России или степям Юга, человек видит бескрайние просторы, где находятся одни из самых плодородных почв в мире. Тем не менее, по прошествии столетий жители обнищали и не смогли завоевать землю голыми руками. Сегодня эта необузданная пустыня потенциального богатства расцветает подобно розе. Насколько хватает глаз, в крупных совхозах и коллективах, кажется, есть нетронутый оазис, золотистая полоса созревшего зерна.

Этот обширный и быстро развивающийся план индустриализации сельского хозяйства меняет не только экономические условия вековой бедности; он преобразует физический ландшафт и, что еще более важно, психологию крестьянина.

Таким образом, в течение одного-двух десятилетий российское сельское хозяйство стремительно индустриализируется и социализируется, становится кооперативным и коллективизирующимся. Это действительно один из самых значительных экспериментов в мире.

 

Материал подготовили:
Независимый исследователь Р.Н. Ирский
Куратор инициативной группы Г.Л. Леденева

Поделиться этой публикацией:

Смотрите также:

Сожжены коммунарские дома

Без комментариев...

Блюда были вкуснее, чем в любом отеле Москвы

Эдди Шервуд об Ирской коммуне: «Их уже нельзя...

Семнадцать центов за питание и очень хороший стол!

Что писал Эдди Шервуд об Ирской коммуне

Отзыв Эдди Шервуда о посещении коммуны

Отзыв Эдди Шервуда о посещении коммуны и переписка о...

Другие новости >>>


Мы ищем:

Любые фотографии имения Марии фон Рейтерн
Музыкальные инструменты оркестров Ирской коммуны

Посмотреть все >>>

Мы нашли:

Выпуск газеты «Коммуна» от 31 июля 1931 года
Потомков легендарного Степана Плужникова...
Человека из коммуны, изображенного на фотографии!

Посмотреть все >>>