Новости

Темные страницы истории

Темные страницы истории

Не обошли стороной репрессии 1930-х годов и Ирскую коммуну...

Рукописные воспоминания, которые мы здесь приводим, сохраняя при этом оригинальный стиль и орфографию, возможно должны стать предметом обсуждения, дискуссии, размышлений. Так или иначе, это такая же неотъемлемая часть многовековой истории Покровской Иры, Ирской коммуны, и тех людей, которые здесь жили, ходили в детский сад и школу, работали, влюблялись, обзаводились семьями, передавали свой опыт своим детям и внукам.

***

Воспоминания неизвестного автора

«...Но во всей этой истории, описанной из старейших членов коммуны, пропущена одна очень важная ее страница, которую хочется вспомнить.

1935 год - первые высокие правительственные награды членам коммуны - орден Ленина.

1936 год - такая же награда первому председателю коммуны Богданову Карпу Григорьевичу, а через год в феврале 1938 года арест и расстрел, как врага народа. И не его одного. Даже очевидцы того давнего времени не смогли точно определить и сказать - сколько же их было этих героев-орденоносцев, строивших для нас, своих потомков, светлое будущее и которые были (за столь короткое время) объявлены теми, кто их награждал, врагами. И не просто врагами власти, а всего народа. Причем приговор этот был вынесен не самим народом и не на общественном суде, а маленькой кучкой (из 3 чел.) где-то в тюремных застенках, которые теперь и узнать никто не может.

И свидетельством подтверждения этих слов служат приложенные здесь списки реабилитированных членов коммуны.

Нам тогда молодому поколению того времени хотелось знать, в чем заключалась вина этих людей? Многие обращались с таким вопросом к своим родителям.

Например, Федотова (неразборчиво), дочь прославленного наездника, упомянутого в этой истории - Федотова Ивана, спрашивала свою мать:

«А за что их забрали?
За что расстреляли?
Что они плохого сделали?»

И получила ответ как и многие другие, задававшие подобные вопросы:

«Ничего.
Время такое было...»

И это мнение не одного человека, а многих людей, т.е. мнение народа. И следствием этого служит список реабилитированных, т.е. ложно обвиненных, оклеветанных кем-то, честных людей. Вот плата за честный и доблестный труд во имя светлого завтра тех, кто ценой своей жизни заплатил за него, так и не дождавшись этого «завтра».

Но что самое удивительное, что потомки их не перестают верить в это "завтра". Из уст многих из них слышатся слова:

«Такой колхоз развалили!!!»

Да, действительно, мало что осталось из того, что было. Легче перечислить то, что осталось, чем то, что было.

Не стало кирпичного завода, мельницы, масло- и сыр- завода, которые были наиболее ценными для хозяйства.

Невольно задаешься вопросом - в чем причина таких перемен? Многие видят ее в руководителях хозяйства. Так ли это?

После многочисленной смены руководителей с 1938 года по 1943 год председателем стал Фокин Павел. Человек, который многократно избирался депутатом верховного Совета СССР. Эта должность давала ему огромные возможности для получения помощи сверху для своего хозяйства, что в свою очередь помогало хозяйству сохранять и умножать свою былую славу. Ведь чем больше вложений, тем больше отдача. И наглядным примером тому служат воспоминания Можаровой М.Г. Одно дело поднять телят обратом и отрубями, которые не могли себе позволить даже люди, и совсем другое дело - желудями. Грех было бы при этом не получить хорошего привеса. Но что не умаляет заслуги этого прекрасного труженика, влюбленного в свою профессию. Но как говорят «из песни слова не выбросишь».

Мало было одного желания построить светлое будущее только своими силами, и к собственному старанию пришлось приложить еще и огромные денежные средства. Но даже и это не помогло и в 1938 году коммуна, не оправдав себя, прекратила свое существование...»

***

Воспоминания Брицко Елены Ивановны (17 января 1920 года)

«...Наша семья приехала в коммуну 17 декабря 1927 года вместе с очередной группой реиммигрантов. Отец Иван Григорьевич Брицко (1879 - 1938), мать Степанида Степановна Брицко и дети Федосия (29 января 1915 г), Григорий (24 сентября 1917 года), Елена (17 января 1922 года), Степан (14 января 1924 года).

Отец уехал в США из Западной Белоруссии в 1910 году, из под Гродно, мать в 1914 году тайно переходила границу Польши, чтобы выехать.

Мама работала в коммуне в столовой, когда в 1938 году отца посадили, Степаниду Степановну из столовой удалили, она работала в садово-огородной бригаде. Отец работал в животноводстве, затем на инструментальном складе.

В 1938 году жизнь семьи изменилась. Григорий оставил физико-математический факультет Воронежского университета, Елена, как дочь врага народа, остро чувствовала отчуждение окружающих. За партой сидела одна.

Помню мама приехала на санях в Кирсанов, пришла в школу и пригласила проститься с отцом. Хотели семью выслать в Сибирь, но кто-то из Кирсановского начальства заступился. За мной ухаживал Баканов А.В., но парторг ... объяснил ему, что я - дочь врага народа, а он коммунист и общаться ему со мной нельзя.

Говорили, что доносчиками в селе были ...

4 июля 1941 года меня и Елену Кардаш, у которой тоже был репрессирован отец, отправили на рытье окопов под Смоленск...»

***

Как писала одна из газет к 80 летию Ирской коммуны:

Вырезка из газеты к 80 летию Ирской коммуны

Так по иронии судьбы встречавший Бернарда Шоу в коммуне Карп Григорьевич Богданов всего через несколько лет после визита знаменитого английского драматурга был арестован, объявлен врагом народа и расстрелян...

 

 

Публикацию подготовили
Независимый исследователь Р.Н. Ирский
Куратор инициативной группы Г.Л. Леденева

 

Поделиться этой публикацией:

Смотрите также:

Другие новости >>>


Мы ищем:

Любые фотографии имения Марии фон Рейтерн
Музыкальные инструменты оркестров Ирской коммуны

Посмотреть все >>>

Мы нашли:

Выпуск газеты «Коммуна» от 31 июля 1931 года
Потомков легендарного Степана Плужникова...
Человека из коммуны, изображенного на фотографии!

Посмотреть все >>>