Cтатьи

А леди Астор не повезло...

А леди Астор не повезло...

Неудачи английской аристократки во время поездки в Советский Союз

Статья во французской газете L’Humanité, 18 августа 1931
(перевод с французского)

Бернард Шоу сказал в Англии правду об СССР. Леди Астор говорила в Англии неправду об СССР. Бернард Шоу приехал в СССР, чтобы подтвердить фактами свое утверждение о победах социализма. Леди Астор очень активно стремилась найти в Стране Советов те «ужасы», о которых так уверенно говорили в Англии. Со слов Бернарда Шоу мы знаем, что он вполне доволен своей поездкой. Мы не знаем, что скажет леди Астор об СССР. Но мы вынуждены констатировать, что она была жестоко разочарована: никаких «ужасов» она не обнаружила.

Несмотря на предчувствия тех, кто в Англии думает так же, как она, леди Астор не убили, не ограбили, не уморили голодом. Ей были предоставлены все возможности для ознакомления, по своему усмотрению, с самыми разнообразными сторонами жизни в стране Советов, и ей даже не мешали (о, большевистский зануда!) вести пропаганду капиталистических, пиетистских и спиритуалистических идей, поборницей которых она является.

В сельскохозяйственной коммуне имени Ленина, в Кирсановском районе и в окрестных деревнях леди Астор имела несколько бесед с "угнетенным населением Советского Союза". Поскольку эти беседы были интересны не только леди Астор, мы взяли на себя смелость кратко их воспроизвести. После посещения образцового коровника в деревне леди Астор, задержавшаяся после своих спутниц, завязала разговор с дояркой Марией Кардаш: "Ну что, - спросила она ее, - трудно вам живется? - "Да нет, мы не жалуемся, дела в коммуне идут хорошо".

ЛЕДИ АСТОР — Я спрашиваю вас, как живете вы лично, а не как живет общество?

МАРИЯ — Но если дела коммуны идут хорошо, значит, и мои, и всех остальных тоже. Мы — коммунары.

ЛЕДИ АСТОР — Это неправда. Это предположение. Если человек не заботится о себе, он ничего не достигает.

МАРИЯ — Ну, когда мы заботились только о себе, мы жили плохо: но мы приехали в коммуну, мы живем коллективно: теперь это совсем другое дело.

ЛЕДИ АСТОР — Вы понимаете, что коллектив угнетает, что он не позволяет вам жить так, как вы хотите. Понимаете, я живу самостоятельно, хожу, куда хочу, делаю, что хочу.

МАРИЯ — Это потому, что вы богаты: а рабочие работают на вас?

ЛЕДИ АСТОР — Наши работники живут хорошо: они образованы и воспитаны.

МАРИЯ — Я не думаю, что они живут хорошо. А если они образованные, то пусть быстрее делают революцию.

ЛЕДИ АСТОР — Здесь не может быть революции.

МАРИЯ — Вы так думаете. Но она будет. Понимаете, у нас в стране в начале революции было очень мало образованных и культурных людей, но тем не менее мы сделали свой Октябрь.

ЛЕДИ АСТОР — Во всяком случае, большевизма у нас не будет.

МАРИЯ — Да, большевики будут. Без них мы не обойдемся.

ЛЕДИ АСТОР — Нет, нет, нет.

На этом разговор закончился. Затем леди Астор продолжила посещать конюшни, свинарник, прачечную, общежития коммуны. На кухне она встречает кухарку Гонтарь.

ЛЕДИ АСТОР — Здравствуйте. Какую тяжелую работу Вы там выполняете ? Видите ли, капитализм или социализм, тяжелая работа всегда остается тяжелой работой.

ГОНТАРЬ — Это правда, задача не из легких. Но мы вместе, и работа у нас общая. И это прекрасно. Мы работаем в три смены, у нас есть работницы, специально назначенные для работы по дому. Это не похоже на Ваш дом, когда женщина должна делать все сама.

ЛЕДИ АСТОР — Откуда вы знаете, что делается у нас дома ? Вы там не были.

ГОНТАРЬ — Мой муж рассказал мне об этом. Он был рабочим в Америке, ему пришлось уехать оттуда со своей дочерью.

ЛЕДИ АСТОР — Сколько ей лет, его дочери ?

ГОНТАРЬ — Тринадцать лет.

ЛЕДИ АСТОР — Я бы хотела бы с ней поговорить.

Приходит девочка, и леди Астор подробно расспрашивает ее об Америке.

ЛЕДИ АСТОР — Ну, а где тебе лучше ?

ДЕВОЧКА — Здесь, конечно.

ЛЕДИ АСТОР — О ! И почему так ?

ДЕВОЧКА — Здесь нам живется лучше, чем там.

ЛЕДИ АСТОР — Сколько тебе было лет, когда ты покинула Америку ?

ДЕВОЧКА — Десять.

ЛЕДИ АСТОР— Как ты можешь судить, где хуже или лучше ? Что ты знала об Америке, когда бы тебе было всего десять лет ?

ДЕВОЧКА — Я очень хорошо это помню.

В большой пекарне коммуны. Леди Астор знакомится с работницей Пелипенко, которая долгое время жила в Австралии. Задав несколько предварительных вопросов, леди Астор переходит к интересующей ее теме.

ЛЕДИ АСТОР — Ну, Вам здесь плохо, после Австралии ?

ПЕЛИПЕНКО — Вообще то, мне здесь гораздо лучше.

ЛЕДИ АСТОР — Но почему же ?

ПЕЛИПЕНКО — Я чувствую себя намного свободнее. У меня все еще есть работа, и моя работа ценится. У меня трое детей, которые все получают образование за счет государства, каждый по специальности, которую он предпочитает. У меня никогда не было бы достаточно денег на это в Австралии.

ЛЕДИ АСТОР — Но вы живете здесь в более плохих условиях ?

ПЕЛИПЕНКО — Нет. мне здесь живется лучше.

ЛЕДИ АСТОР — Была ли у вас в Австралии комната для себя одной ?

ПЕЛИПЕНКО — Да.

ЛЕДИ АСТОР — А что здесь ?

ПЕЛИПЕНКО — В комнате, где я живу, нас пять человек.

ЛЕДИ АСТОР — Боже мой ! И вы утверждаете, что вам здесь лучше ?

ПЕЛИПЕНКО — Безусловно.

Но леди Астор не могла успокоиться. Растроганная, она повернулась к только что вошедшему Бернарду Шоу и рассказала ему историю Пилипенко, которая живет с четырьмя человеками в одной комнате. "Это зависит от комнаты, - заметил Шоу. Пойдемте, посмотрим". И когда Шоу вошел в эту большую комнату с множеством окон, он сказал, обращаясь к леди Астор: "В Англии в такой комнате живут 15 рабочих".

В соседней деревне Шоу и его попутчики зашли в несколько изб, где поговорили с колхозниками и с крестьянами, которые еще не вступили в колхоз. Там у леди Астор тоже был разговор, память о котором она сохранит, по крайней мере, мы на это надеемся. Возле одной избы она встретила старика, колхозника, энтузиаста коллективизации, беспартийного активиста из своей деревни, каких много в деревнях СССР.

«Как вы живете ?» - восхищенно спросила его леди Астор.

«Замечательно, - ответил старик, - а потом будет еще лучше. Иногда это трудно, но, с другой стороны, мы сами все делаем, сами творим свою жизнь».

Леди АСТОР — Мне очень приятно видеть веселого и довольного крестьянина.

— Мы работаем, подруга, работаем. Вот, посмотри, как бьется сердце.

И, взяв руку леди Астор, он поднес ее к своему сердцу.

Леди Астор намеревалась поговорить «по душам» напрямую с рабочими, колхозниками, крестьянами. Она хотела убедить своих собеседников в преимуществах капитализма. Они ответили ей с жаром, который показал ей, насколько рабочие Советского Союза убеждены в правильности линии, проводимой партией большевиков. Разочарованной леди ничего не оставалось, как беспрестанно повторять:
" Ах! Большевизм - это религия".

 

Статью подготовил независимый исследователь Р.Н. Ирский

 

Поделиться этой публикацией:

Смотрите также:

Все публикации>>>


Мы ищем:

Любые фотографии имения Марии фон Рейтерн
Музыкальные инструменты оркестров Ирской коммуны

Посмотреть все >>>