Cтатьи

Бернард Шоу в коммуне имени В. И. Ленина

Бернард Шоу в коммуне имени В. И. Ленина

Газета «Коммуна»
01 августа 1931 г.

Скорый поезд из Москвы прибыл на ст. Кирсанов 28 июля рано утром. Только в 7 часов утра отдельные члены делегации начали появляться в дверях вагона, с любопытством оглядывая станцию и город.

Лорд Астор и лорд Лотней тотчас же предприняли небольшую прогулку в город. И тут сразу же резко проявилась та вопиющая неосведомленность о Советском Союзе, которая приводит к тому, что впервые приезжающие в СССР иностранцы поражаются самым простым вещам.

Оба лорда положительно остолбенели, увидев в окне ж.-д. станции пишущую машинку.

- Неужели здесь, в этом городке, есть машинки?
- Не менее ста, во всяком случае.
- О-о-о!

Они поражались тому, что в домах есть· электричество, есть хорошая электростанция, что специально для железнодорожников имеется такой прекрасный сад-клуб, украшенный лозунгами и плакатами по случаю декады обороны.

- Почему тут так много пушек и танков на ваших плакатах? - с усмешкой спросил лорд Астор местного работника.
- Этим оружием мы будем защищать Советский Союз!
- Но ведь на вас никто не нападает?
- А в случае, если нападут...

Лорды беседовали тут же у станции с крестьянами, приехавшими проводить своих сыновей на Сталинградский тракторный, с любопытством осматривали сундуки, узлы, вещи, осторожно обходя вокруг телеги.

***

Бернард Шоу, выйдя из вагона, начал с вопросов. Он расспрашивал о ЦЧО, о ее протяжении, территории, городах, административном делении, коллективизации области и отдельных районов, культурном строительстве.

- Какой тираж у вашей областной газеты?
- 100 тысяч.
- Позвольте, но ведь это же колоссально!
- Может быть, 1100?
- Нет, именно - 100 тысяч.
- Поразительно! У нас в Англии провинциальные газеты не мечтают о таком тираже.
- Мало того, больше половины районов имеют свои газеты, а у нас - 155 районов.

Шоу развел руками.

- Ну, знаете, по приезде в Англию я вынужден буду написать о том, что встретил здесь, в России, величайшего лжеца.

Общий смех ...

***

В коммуне имени Ленина, куда гости прибыль на автомобилях в 10 часов утра, все жило обычной жизнью. Шла будничная работа, и группа иностранцев, двигавшаяся гуськом от одной постройки к другой, ни на минуту не остановила трудового процесса.

Рядом с Шоу шел председатель коммуны тов. Табола, дававший объяснения. Но впереди всех мчалась леди Астор, с необычайной живостью разыскивавшая «компрометирующий» материал. Она неутомимо «докапывалась» весь длинный день и все время терпела блистательные поражения.

- Спросите у этого дедушки, помнит ли он бывшего своего барина, князя Сергея Оболенского, моего лучшего друга?

Дед заскреб бороду и ответил:

- Как же, очень даже помню!..
- Когда же было лучше: в коммуне или при Оболенском? ·
- Ему-то жилось хорошо, а нам... - Дед недвусмысленно крякнул.

Большие надежды леди. Астор возлагала на девочку Екатерину Гонтарь, четыре года назад приехавшую в коммуну из Америки. Гонтарь не забыла английского языка и поэтому говорила с леди без помощи посторонних.

Леди Астор ласково погладила девочку по головке и плечам, стараясь с места в карьер завоевать детскую душу и добиться «истины». И она ее добилась:

- Где тебе, девочка, лучше было - здесь или в Америке?
- Конечно, здесь!
- Как же ты можешь помнить Америку? Ведь ты была еще совсем маленькая.

Девочка искоса посмотрела на леди, на ее ласкающие руки и ответила:

- Жизнь в Америке я слишком хорошо помню, там было голодно и мрачно. А здесь я учусь, работаю и буду обязательно через два-три года в университете. О-бя-за-тель-но!

В мастерской коммуны слесарь Бар (тоже эмигрант) долго и солидно рассказывал о своей жизни и работе. Леди Астор и тут подоспела.

- И вы счастливы здесь?
- Да, я счастлив!
- Не может быть! Я по вашим глазам вижу, что нет.

Бар засмеялся, вытер черные руки о бумагу и повернулся к своему станку. Потом добавил:

- Если бы я был несчастлив, то я бы вернулся к вам - туда, где поют: «Боже, спаси короля».

Леди исчезла.

***

В детских яслях даже леди Астор изменила себе. Бернард Шоу и все остальные любовались детьми, сверкающей чистотой, уходом и задавали наперебой массу вопросов. Шoy долго не отходил от детей и во дворе. Он вошел в круг марширующих загорелых крепышей и расцвел добродушной старческой улыбкой. Куда девалась эта неизменная саркастическая и ядовитая усмешка, с какой он представлен на всех фотографиях! Шоу был положительно неутомим, несмотря на свои 75 лет.

Потом пошли по новеньким квартирам коммунаров, расспрашивая о быте, работе и учебе. В клубе - маленький отдых. Коммунары показали гостям диаграммы, рисующие достижения коммуны, а под конец угостили их целой серией революционных песен. Весьма сильное ударение они сделали на заключительных словах «Варшавянки»:

- На баррикады!
- Буржуям нет пощады.
- Марш, марш вперед, рабочий народ!

Ударение было настолько сильное, что вездесущая леди Астор попросила перевести последние строки. Перевод был сделан Киршеном весьма тщательно. Леди Астор шутливо ткнула его в бок и засмеялась:

- Все у вас — пропаганда.

***

Один день - ничтожный срок для осмотра огромного образцового хозяйства, поэтому Шоу и его спутники не смогли все осмотреть (главным образом трудовых процессов в поле). И несмотря на это, гости были глубоко поражены и заинтересованы. Лорд Астор - один из крупнейших землевладельцев Англии - долго и обстоятельно беседовал с тов. Табала, руководителями отдельных отраслей и коммунарами. Животноводческая отрасль хозяйства, наиболее тщательно осмотренная, произвела особенно сильное впечатление.

Вечером гости посетили соседнее село Ира, недавно вошедшее в коммуну. Здесь все ходили по избам и знакомились с бытом крестьян, только что вступивших на путь коллективного хозяйствования.

***

Бернард Шоу на прощанье заявил сотруднику «Коммуны»:

- Я чувствую себя здесь прекрасно. Россия - удивительная страна. Мне кажется, что я помолодел по крайней мере на 20 лет.

Гости уехали в 9 час. 30 минут вечера в Москву.

Григ.       
 


Все публикации>>>


Мы ищем:

Любые фотографии имения Марии фон Рейтерн
Музыкальные инструменты оркестров Ирской коммуны

Посмотреть все >>>