Субботник в Ирской коммуне 19 октября 2024

Подробнее >>>

 

Cтатьи

Неудачи Леди Астор

Неудачи Леди Астор

Статья в газете «Правда» №211, от 02 августа 1931 года

Эта статья явилась неким краеугольным камнем во всех последующих освещениях работы Ирской коммуны. На нее делались многочисленные ссылки в советских газетах, журналах и даже книгах, статья перепечатывалась частично, а иногда и даже полностью. Зарубежная пресса также многократно ссылалась именно на эту статью. Некоторые издания делали перевод и перепечатывали ее полностью на своем языке, как например это сделано здесь, либо печатали укороченный вариант, как это сделано здесь. И даже язвительная и особо критичная к советским СМИ эмигрантская пресса не пропустила мимо своего внимания эту публикацию, как например здесь.

Поэтому, несмотря на существование множества различных изданий с содержаним этой статьи в самых разных формах, мы решили опубликовать ее здесь целиком, как первоисточник всех последующих публикаций.

 

***

Бернард Шоу в Англии говорил правду о СССР. Леди Астор в Англии говорила неправду о СССР. Бернард Шоу приехал для того, чтобы фактами подтвердить свое утверждение о победах социализма. Леди Астор чрезвычайно энергично пыталась найти в нашей стране «ужасы», о которых она так уверенно рассказывала в Англии. Со слов Бернарда Шоу мы знаем, что он вполне удовлетворен поездкой. Мы не знаем, что скажет о СССР леди Астор. Однако вынуждены заметить, что ее постигло жестокое разочарование: «ужасов» не оказалось.

Вопреки опасениям дальновидных английских единомышленников, леди Астор не убили, не уморили голодом, не ограбили. Ей предоставили все возможности для ознакомления  с различными сторонами жизни советской страны по ее выбору и даже (о, большевистские ужасы!) не препятствовали ее пропаганде капиталистических, христианских и спиритуалистических идей, поборницей каковых она является.

В коммуне им. Ленина Кирсановского района и в окрестных деревнях леди провела несколько бесед с «угнетенным населением Советского союза», и так же беседы эти представляют интерес не только для леди, мы позволили себе вкратце передать их содержание. После осмотра образцового коровника коммуны леди, несколько отстав от своих спутников, провела первую беседу с коровницей Марией Кардаш:

«Ну, как, - спросила леди, - трудно живется?» - «Да нет, не жалуемся, у нас в коммуне дела хороши»

Леди: Я спрашиваю, как вам лично живется, а не коммуне.

Мария: Так раз в коммуне дела хороши, так, значит и мои хороши и всех, мы ж коммунары.

Леди: Это неверно. Это вам внушают. Если человек не заботится о себе, он ничего не добьется.

Мария: А мы вот, когда о себе только заботились, жили плохо, а в коммуну пришли, коллективно живем - другое дело. Нет, коллектив всегда нужен.

Леди: Поймите коллектив давит, не дает возможности жить как хочешь. Вот я живу самостоятельно. Куда хочу еду, что хочу делаю.

Мария: Так вы богачка, а рабочие, что у вас работают?

Леди: Наши рабочие живут хорошо. Они грамотны, культурны.

Мария: Не думаю, чтоб хорошо. А что культурны, так скорей революцию сделают.

Леди: У нас не может быть революции.

Мария: Что вы, обязательно будет. У нас вот с начала революции сколько неграмотных, некультурных было, а сделали Октябрь. А раз у вас, вы говорите, культурные рабочие - обязательно сделают.

Леди: Во всяком случае у нас не будет большевизма.

Мария: Будут. Большевики будут. Без них не обойдетесь.

Леди: Нет, нет, нет.

На этом разговор закончился. Леди продолжала осмотр конюшен, свинарников, прачечных, общежитий коммуны. На кухне она столкнулась с готовившей пищу коммунаркой Гонтарь.

Леди: Здравствуйте! Какая тяжелая у вас работа. Вот видите, капитализм ли, социализм, а черная работа всегда остается черной работой.

Гонтарь: Верно, работа нелегкая. Но только у нас коммуна, и работа хорошо распределена. Правильно. Работаем в три смены, на уборке специальные работницы. Это не то, что у вас, когда одна прислуга.

Леди: Откуда вы знаете, как у нас. Вы там не были.

Гонтарь: Мне рассказывал мой муж. Он был рабочим в Америке, ему пришлось уехать оттуда с дочерью.

Леди: Сколько лет его дочери?

Гонтарь: Тринадцать.

Леди: Я хотела бы поговорить с ней.

Девочка пришла и леди подробно расспрашивала ее об Америке.

Леди: Ну что ж, где ты чувствуешь себя лучше?

Девочка: Конечно, здесь.

Леди: О! Почему же?

Девочка: Жить тут лучше, чем там.

Леди: Сколько тебе лет было, когда ты уехала из Америки?

Девочка: Десять.

Леди: Как ты можешь судить, где хуже, а где лучше, раз тебе было только 10 лет.

Девочка: Я очень хорошо помню, что там было.

В большой пекарне коммуны леди столкнулась с работницей Пилиппенко, долго пробывшей в Австралии. Несколько наводящих вопросов и леди вновь подходит к интересующей ее теме.

Леди: Ну что ж, плохо вам тут после Австралии?

Пилиппенко: Мне здесь гораздо лучше.

Леди: Но почему же?

Пилиппенко: Я чувствую себя здесь гораздо свободнее. У меня всегда есть работа и мой труд ценят. У меня трое детей, которые все учатся за счет государства и каждый на какую хочет специальность. У меня бы никогда не хватило на это средств в Австралии.

Леди: Но ведь вы живете в жутких условиях?

Пилиппенко: Нет, мне здесь лучше.

Леди: Была ли у вас в Австралии отдельная комната?

Пилиппенко: Да.

Леди: А здесь?

Пилиппенко: Здесь в одной комнате со мной живет 5 человек.

Леди: Боже! И вы все же считаете, что здесь лучше?

Пилиппенко: Безусловно.

Однако леди никак не могла успокоиться. Она в волнении обратилась к вошедшему Шоу и рассказала о Пилиппенко, живущей с 5 людьми в одной комнате. «Смотря какая комната», - заметил Шоу. Комнату мы посмотрели. Когда Шоу вошел в эту большую многооконную комнату, он сказал, обратившись к леди: «В Англии в такой комнате живет 15 человек рабочих».

В ремонтной мастерской леди разговаривала с американским рабочим т. Бар. Леди расспрашивала его об условиях работы в коммуне и под конец спросила, счастлив ли он. «Да, - ответил Бар, - счастлив». «Это неправда»,- воскликнула леди. Бар пожал плечами и усмехнулся.

«Я не заинтересован в том, чтобы говорить неправду». На этом разговор прекратился. «Он несчастлив, этот человек»,- сказала леди, выйдя из мастерской. «Я прочла это у него в душе». Леди сказала это вполне серьезно. Очевидно, это «спиритуализм на практике».

В соседней деревне Шоу со своими спутниками прошел по ряду изб, беседуя с колхозниками и теми крестьянами, которые еще не вступили в колхоз. Леди и там имела беседу, которая, надо признаться, останется памятной для нее. Около одной из изб она столкнулась со стариком колхозником, энтузиастом коллективизации, деревенским беспартийным активистом, которых так много сейчас в нашей деревне. «Как живете?» - спросила леди, «Чудесно живем дорогая. - ответил старик. - Чудесно живем, а как немного погодя жить будем, так просто сказать нельзя. А что трудно бывает, так мы сами все делаем, сами жизнь устраиваем».

Леди: Мне очень приятно видеть веселого и радостного крестьянина.

«Работаем, милая, работаем. Вот, смотри, сердце как стучит". И схватив леди за руки, старик прижал их к сердцу.

Мы не знаем, что будет говорить и писать леди Астор о СССР. Одно, однако, несомненно: леди Астор проверила на практике насколько ложны басни ее единомышленников по партии, сочиненные по поводу принудительного труда в СССР. Леди видела, как активно и сознательно рабочие и крестьяне в нашей стране строят свое хозяйство.

Леди Астор поставила себе задачей «по душам» поговорить непосредственно с рабочими, колхозниками, крестьянами. Леди хотела убедить своих собеседников в преимуществах капитализма. Леди получила резкий отпор, показавший ей, как велика уверенность трудящихся нашей страны в правильности линии, проводимой большевистской партией. Разочарованной леди осталось только повторять: «Ах, большевизм - это религия».

В. Киршон

 

Неудачи леди Астор. Статья в газете Правда от 02 августа 1931 года

 

 

 

Поделиться этой публикацией:

Смотрите также:

Все публикации>>>


Мы ищем:

Любые фотографии имения Марии фон Рейтерн
Музыкальные инструменты оркестров Ирской коммуны

Посмотреть все >>>