Новости

Школа села Покровская Ира и народное образование в Российской империи

Школа села Покровская Ира и народное образование в Российской империи

Возможно, в каждом селе была своя отличница Марфа...

Крестьянская дочь Марфа окончила полный двухгодичный курс начального народного училища в 1913 году, когда ей было 15 лет. Она была старшим ребенком в многодетной семье, и смогла отправиться в школу, когда младшие братья и сестры подросли.

В дореволюционной России образование, в том числе и начальное, не было обязательным. Но родители Марфы выучили всех своих семерых детей. Этот факт свидетельствует о том, что решение давать ли своим детям образование или нет, принималось исключительно в семье.

Некоторые крестьяне начинали обучать детей азам грамоты с малолетства. Так, в музее-заповеднике А.Н. Островского «Щелыково» (Костромская область) одна из экспозиций рассказывает о крестьянском быте. Среди экспонатов – наборная пряничная доска. Ее по заказу конкретной семьи изготовил искусный мастер-знаменщик. Она разделена на несколько долей, в каждой из которой вырезаны начальные буквы имени ребенка. Так дети и за пряники не дрались, и свое имя писать учились. Интересно, что буквы на доске вырезались зеркально. Уже на готовом прянике надпись отображалась правильно.

Пряничная доска
Пряничная доска (фото Анны Никоноровой)

Д.Л. Сапрыкин в монографии «Образовательный потенциал Российской империи» делится интересными цифрами: к 1916 году в России было 140 тысяч школ различных типов.  По соотношению числа учебных заведений к количеству населения и пространственной доступности (для всех детей с радиусом не более 3 верст от дома, включая сельскую местность) Российская империя превосходила большинство государств того времени. По всей стране начальным образованием было охвачено свыше 50% детей.

В отчете «О народном образовании в селениях Кирсановского уезда» за 1880 год сказано, что на территории уезда действуют 25 училищ, в которых обучаются 1434 человека. Стипендиатов Кирсановского Земства, обучающихся в Екатерининском Тамбовском институте – 7 человек, один из них закончил обучение и получил квалификацию сельского учителя. Смета на будущий год содержит следующие статьи расходов: на содержание стипендиатов Екатерининского института, на жалованье и награды учителям, на отопление и учебные пособия.

О народном образовании в Кирсановском уезде

«Ведомость о приходских сельских училищах по Кирсановскому уезду» пестрит знакомыми географическими названиями: Карай-Салтыково, Иноковка, Оржевка, Инжавино, Караул - всего 25 населенных пунктов, где располагаются приходские сельские училища. Таблица содержит данные о том, сколько лет существует училище (в Гаях – более 30 лет!), число учащихся (от 30 до 105 человек), имена учителей (интересно, что священники за свою работу в школе жалованья не получают), выделенные средства на оплату труда педагогов и содержание школы, а также в каком здании располагается учебное заведение.

И в этой графе сплошь знакомые фамилии. В Карай-Салтыково – в доме, устроенном госпожою Натальей Андреевной Петрово-Соловово, в Карауле и Ширяевке – в доме господина Чичерина, в Сергиевском – в особо приспособленном госпожою Чичериной доме. Содержание училища за ее же счет.

Начальные училища Кирсановского уезда

Школа,
 построенная на средства Чичериных в Тамбовской губернии
Школа, построенная на средства Чичериных в Тамбовской губернии

Хочется отметить, что Софья Сергеевна Чичерина (урожденная Боратынская) была двоюродной сестрой известного российского ученого, педагога, просветителя Сергея Александровича Рачинского. Все свое состояние Рачинский потратил на организацию многочисленных сельских школ для крестьянских детей.

Устный счет. В народной школе С. А. Рачинского. Художник: Николай Богданов-Бельский
Устный счет. В народной школе С.А. Рачинского.
Художник: Николай Богданов-Бельский

Благотворительность была неотъемлемой частью мировоззрения и культуры представителей российского купечества и дворянства.  Состоятельные люди, осознавая свою ответственность  перед обществом и в особенности перед крестьянством, считали благотворительность  естественным проявлением сострадания и милосердия как основ православия.

В 1897 году в Ирской волости, в состав которой входили три села и три деревни с общим числом населения 2382 человека действовали три школы: одна земская в селе Вельможка и две церковно-приходских в селах Ира и Овсянка, где обучались в общей сложности 105 детей.

Ведомость о числе жителей и учащихся обоего полав селах и деревнях Кирсановского уезда за 1897-98 учебный год
Ведомость о числе жителей и учащихся обоего полав селах и деревнях Кирсановского уезда за 1897-98 учебный год

Школа в Покровской Ире была построена на средства Марии Константиновны Рейтерн, содержание которой также оплачивалось ею. Мы предполагаем, что строительство школы велось одновременно с храмом, который был заложен летом 1894 года. Храм за счет собственных средств возводил купец Сергей Москалёв, с которым Мария Константиновна была в дружеских отношениях.

И если в 1897 году школу в Покровской Ире посещали 24 ученика, то уже в 1912 году на занятия ходят 55 крестьянских ребятишек. «Успешность» школы отмечена как отличная.

Церковная школа в Покровской Ире

В обнаруженных нами отчетах того времени Мария Константиновна Рейтерн упоминается как попечительница, выделяющаяся «наибольшим вниманием к школьным нуждам и жертвами на них». В этом же списке значится и Василий Тихонович Асеев, чья экономия располагалась по соседству с имением Марии Константиновны.

Попечители школ


Уже в другом отчете наряду с М.К. Рейтерн упоминается статс-дама А. Н. Нарышкина, которая «помогает своими средствами нескольким школам». Это Александра Николаевна, урожденная Чичерина, супруга Эммануила Дмитриевича Нарышкина, известного благотворителя, подарившего Тамбову здание читальни, названной в его честь Нарышкинской.

В 1891 году попечительницей Оржевского начального народного училища была избрана Елена Константиновна Нарышкина (урожденная графиня фон Толь), супруга родного брата Марии фон Рейтерн Дмитрия Константиновича Нарышкина.

Упоминание этих имен здесь неслучайно. Всё это люди, благими делами своими оставившие глубокий след в истории не только Тамбовского края, но и всей России.

Всего же, по данным сайта администрации Кирсановского МО со ссылкой на историка и краеведа Н. В. Муравьева, в 1915 году в Кирсановском уезде функционировали в общей сложности 224 школы, в которых обучались 17 958 крестьянских ребятишек.

Окончание начальной школы позволяло крестьянским детям не только овладеть азами наук, но и продолжить образование с вероятностью в будущем перейти в другое сословие.

А. Н. Рыжов и А. И. Килячина в статье «Образовательный потенциал российского крестьянства в начале XX века» пишут:

«В тот период существовала практика присвоения юношам, успешно окончившим средние общие и профессиональные учебные заведения, 14 чина Табеля о рангах. Подобная практика вела к выходу выпускников из своего, в данном случае - крестьянского сословия, и при получении образования следующего уровня они уже шли как служащие».

Доля крестьянских детей от общего числа учащихся составляла от 30 до 60%.

Схожая тенденция наблюдалась в ремесленных и технических учебных заведениях, а также в железнодорожных училищах. Эти цифры, по мнению авторов, отражают как открытость системы учебных заведений России начала ХХ века и стремление правительства создать равные для всех сословий возможности в получении образования, так и желание крестьянства получить профессиональное образование.

Миф о недоступности образования для крестьянских дочерей Алексей Рыжов развенчивает в своей статье «Допустить к лекциям наравне с мужчинами. Статистика женского среднего и высшего образования в начале ХХ века»: «Рассмотрение важного вопроса о доступности среднего классического образования для представительниц всех сословий сталкивается с весьма распространенным в историко-педагогической литературе стереотипным заблуждением, что получение образования в классических гимназиях было недоступно для дочерей представителей крестьянства и рабочих из-за высокой платы за учение и многочисленных препятствий со стороны со стороны администрации гимназий. А между тем статистическая информация… свидетельствует об обратном: дочери крестьян были самой многочисленной группой в классических гимназиях».

Такой высокий процент девочек-крестьянок в учебных заведениях (о котором в европейских странах начала ХХ века могли только мечтать) А. Н. Рыжов объясняет не только стремлением крестьян дать своим дочерям хорошее образование, но и поддержкой государства небогатых слоев населения. Малоимущие освобождались от платы за учебу, да и реальная стоимость обучения значительно превышала носимую родителями плату. Разница покрывалась за счет государственной казны.

На долю крестьянской дочери Марфы выпадут три революции, Первая Мировая, гражданская война, коллективизация, переезд в большой чужой город, Великая Отечественная, на фронтах которой она потеряет своего единственного сына. Марфа вырастит трех дочерей и даст им высшее образование, а своим братьям и сестрам будет писать в деревню длинные подробные письма без единой ошибки.

Ее внуки сберегут в семейном архиве пожелтевший от времени похвальный лист, в котором значится, что:


«Во время учения поведения была отличнаго и в преподаваемых предметах оказала успѣхи:
Въ Законѣ Божiемъ - 5
В русском языкѣ и церковно-славянск. чтѣнiи – 5
Арифметикѣ – 5
Письмѣ – 5
Рукодѣлiи – 5».

Может, и в Покровской Ире была своя Марфа, которая закончила школу с отличием, но вынуждена была бежать с родителями от погромов, учиненных сначала дезертирами, а затем большевиками и антоновцами. По воспоминаниям очевидцев тех лет, в селе к этому времени оставались всего лишь три семьи да несколько одиночек...

 

В статье использованы следующие материалы:
«Образовательный потенциал российского крестьянства в начале XX века», А.Н. Рыжов, А.И. Килячина

 «Образовательный потенциал Российской империи», Д.Л. Сапрыкин  

«Допустить к лекциям наравне с мужчинами. Статистика женского среднего и высшего образования в начале ХХ века», А.Н. Рыжов.

 

Член инициативной группы, филолог Юлия Караулова
Независимый исследователь Р.Н. Ирский

 

Поделиться этой публикацией:

Смотрите также:

Школа села Покровская Ира и народное образование в Российской империи

Возможно, в каждом селе была своя отличница Марфа...

Сожжены коммунарские дома

Без комментариев...

Пиво не Жигулевское. Пиво Пелагеи Жуковской!

Или о том, какая могла быть связь между...

«Спич», «мерч», «дедлайны» и другие слова-паразиты

Или о том, каким все-таки языком говорили наши предки?

Другие новости >>>


Мы ищем:

Любые фотографии имения Марии фон Рейтерн
Музыкальные инструменты оркестров Ирской коммуны

Посмотреть все >>>

Мы нашли:

Выпуск газеты «Коммуна» от 31 июля 1931 года
Потомков легендарного Степана Плужникова...
Человека из коммуны, изображенного на фотографии!

Посмотреть все >>>