Cтатьи

Американо-тамбовская коммуна

Американо-тамбовская коммуна

Князь Н. Щербатов

(Статья, опубликованная в газете "Возрождение", Париж, 19 августа 1931 года)

В № 2255 «Возрождения» перепечатан из «Правды» (2 авг.) диалог в стиле буколических басен, который произошел у леди Астор с коровницей Марией, при посещении знатной английской путешественницей коммуны Кирсановского уезда. При этом высказано было сомнение в том, что, вообще, такой разговор произошел, т. к. леди не говорит по русски, а коровница вряд ли по английски. Между тем, «Правда» на этот раз не уклонилась от правды  и разговор, может быть, и не вполне точно, переданный советской газетой, действительно произошел, и притом на английском языке, если таковым можно назвать англо-американо-русский жаргон, на котором изъяснялась коровница. Объясняется это тем, что, усердно рекламируемая Ленинская Коммуна, основана была в Кирсановском уезде, Тамбовской Губернии, на границе Балашовскаго уезда Саратовской, выходцами из Соединенных Штатов.

Этот образцовый, показной колхоз неизменно показывается иностранцам, в особенности, англосаксам, и, разумеется, советские очковтиратели не преминули повезти туда Шоу и леди Астор. Интересна история возникновения этой коммуны.

Как известно, в конце 1920 года, в разных местах Советского Союза возникли крестьянские восстания, вызванные небывалым голодом, общим экономическим развалом и самоуправством военного коммунизма. Наиболее серьезным было «тамбовское восстание», продолжавшееся до ноля 1921 г. Повстанцы, пользовавшиеся сочувствием большинства населения, образовали 18 конных полков, численностью до 8-10 тыс. человек, и действовали чрезвычайно удачно против большевиков. которым пришлось сосредоточить под командой Тухачевского 45-ти тысячную армию с большим количеством пулеметов и орудий. Особенное упорство проявлено крестьянами Кирсановского уезда, куда из центра брошены были 7000 красных курсантов и более 1000 коммунистов в помощь милиции и местным партийцам.

В красноармейских частях выбыло убитыми и ранеными более 1/4 состава. Много крестьян погибло в боях, но еще больше от массовых пулеметных расстрелов, начавшихся после подавления восстания. В 1922 г. 52 коммунистически настроенных американских подданных, уроженцы России и славянских областей Австро-Венгрии, образовав паевое товарищество с приличным капиталом, решили искать счастья в СССР и обратились к советскому правительству с просьбой о наделении их землей. Ходатайство их было охотно удовлетворено и, т. к. большевикам улыбалось основание мощного коммунистического коллектива в центре недавно подавленного восстания, то американским переселенцам представлено было в хлебородном Кирсановском уезде прекрасное черноземное имение, конфискованное у покойной ныне Марии Константиновны Рейтерн, рожд. Нарышкиной (по первому браку Кн. Оболенская).

Леди Астор едва ли было известно, что законным владельцем осматриваемого ею имения, является по праву наследства кн. С. П. Оболенский, женатый на ее американской однофамилице.

В пользовании образовавшейся коммуны, оказалось 1220 гектаров пахоты лучшего качества, 150 гект. по преимуществу дубового леса, в этой малолесной местности, представляющий большую ценность, и около 100 гект. выгонов и разной неудоби. Несмотря на столь особенно хозяйственные условия, половина переселенцев по истечении года покинула коммуну, но на их место прибыли из Соед. Штатов новые колонисты, привезшие с собою, как и первые, изрядное количество долларов.

Тем не менее, в течение четырех лет экономическое положение коммуны было настолько непрочно, что несколько раз казалась она накануне распада. Окончательно окрепла только с 1927 года и в настоящее время признается одним из четырех образцовых колхозов Союза, которые демонстрируются всем приезжим иностранцам, и куда ежегодно командируются с учебной целью сельско-хозяйственные техники и тысячи колхозников. Основное ядро коммуны составили немолодые уже рабочие, приобретшие большой сельско-хозяйственный и техно-промышленный опыт в Сев. Америке. Руководящую роль среди них играет галичанин Стефан Наумович (прим. скорее всего имеется ввиду Наумовец Степан Артемьевич), человек властный и распорядительный бывш. пенсильванский рудокоп и паровозный машинист.

Ленинские коммунисты принялись за хозяйство, обладая значительными для сельских условий денежными средствами и машинами, уступленными им на самых льготных условиях с рекламной целью, первоклассными американскими фирмами. Ко всему этому надо добавить, что коммуна пользовалась совершенно особым благоволением советской власти.

Все это, разумеется, мало известно наивным иностранцам, которых привозят сюда из Москвы, и они, судя по Ленинской коммуне, получают совершенно превратное представление об  успехах советской коллективизации.

В настоящее время в коммуне числится 450 членов, из коих 1/3 переселенцев из Америки. Имеется большое количество разнообразных машин и орудий, в том числе 9 тракторов; 25 лошадей, 45 дойных коров, молодняк, свыше 300 свиней. Продукты хозяйства перерабатываются на паровой мельнице и сыроварне. Иностранцы приходят в умиление от клуба с библиотекой, кинематографом и залой на 500 человек, от хорошо обставленных яслей и школы, не зная, что в соседних селах школы лишены самого необходимого ремонта, отопления, учебных принадлежностей, а учителя, получающее теперь в СССР, по свидетельству Луначарскаго, чуть больше их скудного дореволюционного содержания, голодают в буквальном смысле этого слова.

Управляется коммуна советом: пять лиц его составляющих — партийные и коммунисты. Среди колхозников имеются кузнецы, слесари, столяры, маляры, машинисты, опытные монтеры, что дает возможность содержать инвентарь и постройки в отличном виде. Благодаря умелому обращению тракторы, в противоположность почти всем кол- и даже совхозам, используются чрезвычайно интенсивно, причем на них в горячую пору работают круглые сутки, в три смены. По окончании работ в собственном хозяйстве, они работают за плату в соседних колхозах.

Тем не менее, финансовое положение Ленинской коммуны нельзя признать блестящим.

Первые четыре года были совершенно бездоходны, что вызвало необходимость крупной 6% правительственной ссуды, до сих пор еще не вполне погашенной. Из отчета за 1929 год видно, что доход получается, ГЛАВНЫМ образом, не от хлебопашества, а ОТ промышленных предприятий: мельницы, крупорушки, сыроварни и мясной лавки в гор. Кирсанове.

Если таковы семилетие хозяйственные результаты образцового коллектива, поставленного в совершенно исключительно благоприятные условия, то чего-же ожидать от рядовых российских колхозов, принудительно образуемых из безлошадных, обнищавших и нравственно подавленных крестьян!

Кн. Н. Щербатов

Поделиться этой публикацией:

Смотрите также:

Все публикации>>>


Мы ищем:

Любые фотографии имения Марии фон Рейтерн
Музыкальные инструменты оркестров Ирской коммуны

Посмотреть все >>>