Трубка победы
Или как князь Оболенский завоевал Сардинию в 1943 году
Старший сын Марии Константиновны фон Рейтерн (рожд. Нарышкиной, по первому браку княгини Оболенской), князь Сергей Платонович Оболенский-Нелединский-Мелецкий, прожил долгую и насыщенную событиями жизнь. Многие из которых были порой просто невероятными. Об одном из таких эпизодов восторженно писали американские газеты, а сам этот куриозный случай вошел в историю Второй мировой войны.
Мы публикуем здесь перевод статьи из газеты «Detroit Evening Times» от 14 октября 1945 года.
***
Завоеватель кукурузных початков
Итальянский генерал был настолько очарован американской трубкой полковника, что без боя сдал союзникам целый остров.
История о превратившемся в простолюдина князе и его демократичной трубке из кукурузных початков, а также об их роли в передаче острова Сардиния союзникам без потерь, сегодня выходит из-под контроля цензуры как одна из самых удивительных историй европейской военной кампании.
Об этом, одном из самых странных происшествий в лабиринте гигантской борьбы, рассказал подполковник Серж Оболенский, владелец трубки и командир десантников, вошедших в историю под прикрытием в критические первые дни континентального вторжения.
Трубка из кукурузных початков неожиданно приобрела известность после того, как полковник был сброшен на парашюте над Сардинией с важной и секретной миссией убедить итальянского командующего присоединиться к союзникам со своими 200 000 солдатами и выгнать с острова нацистский гарнизон численностью 20 000 человек.
Во время ужина с итальянским генералом, не желавшим принимать решение в пользу союзников и прохладно относившимся к полковнику, Оболенский, уже мысленно готовый отказаться от своей миссии, неосознанно достал свою трубку из кукурузного початка, которую он всегда носил с собой.
Он достал немного табака, завернул его в папиросную бумагу, набил все это в трубку и раскурил ее. Затем он заметил, что генерал и его штаб смотрят на него в изумленном молчании. Полковник Оболенский сначала почувствовал себя неловко, но почувствовал облегчение, когда генерал улыбнулся, и тишина была нарушена, когда итальянец взволнованно начал засыпать его вопросами.
Оказалось, что генерал никогда раньше не видел трубки из кукурузных початков. Полковник объяснил, что "кукурузные початки" впервые были изготовлены в штате Миссури и что многие американцы, в том числе и генерал Макартур, курят их.
Но, на вопрос генерала, почему Оболенский заворачивал табак в папиросную бумагу, полковник объяснил, что бумага обеспечивает устойчивое горение табака, избавляя от необходимости зажигать спички, которые могли бы выдать его ночью во время его диверсионных миссий.
Генерал был так очарован процедурой набивания и раскуривания трубки, что снова и снова просил Оболенского повторить этот замечательный трюк.
Полковник, конечно, согласился. Лед растаял, в результате чего генерал согласился на условия союзников и передал Сардинию полковнику Оболенскому.
Но полковнику пришлось проделать много рискованной работы, прежде, чем его трубка спасла положение.
Оболенский и трое его людей были сброшены над Сардинией 13 сентября 1943 года. Была яркая лунная ночь, и прыжок был совершен в долину примерно в 10 милях к северу от города Кальяри, порта и столицы Сардинии.
Оболенский не имел ни малейшего представления о том, как его примут, поскольку союзники не имели никаких контактов с местными итальянскими командирами. Не знал он и дислокации нацистских войск. Как выяснилось позже, если бы его и его людей высадили в первоначально назначенный день, они попали бы в руки немцев, и история о роли трубы осталась бы не рассказанной.
После приземления он оставил двух своих радистов, лейтенанта Джеймса Рассела и британского сержанта Уильяма Шервуда, и вместе с капитаном Майком Формичелли отправился в направлении Кальяри на поиски итальянского генерала.
Достигнув небольшой железнодорожной станции, они смело вошли в стоящий поезд и вышли на другую сторону, оказавшись в центре толпы итальянских солдат и гражданских лиц. При виде вооруженных американцев толпа замерла на месте.
Полковнику тоже было не по себе, ведь он не мог сказать, когда может начаться стрельба. Но проявить нерешительность он не мог, поэтому направился прямо к группе карабинеров и резко потребовал, чтобы его отвели к их командиру.
Ни карабинеры, ни толпа не могли быть уверены, что за поездом не прячутся тысячи американцев. Во всяком случае, толпа разразилась радостными криками, решив этот вопрос.
Под сильным конвоем Оболенский вместе с капитаном Формичелли отправился в итальянский штаб, расположенный в 100 милях к северу. В этом районе, как ему сообщили, были сосредоточены фашистские войска.
К счастью и на удивление ни один немецкий солдат им не повстречался на пути, и полковник, наконец, встретился с итальянским командующим Сардинией генералом Бассо – где и разыгралась удивительная сцена с трубкой из кукурузного початка.
В следующем году, после вторжения в Нормандию, полковник Оболенский выполнил еще одно успешное задание, на этот раз во Франции. Он с группой десантников был высажен в тылу у немцев с заданием взять город Эгузон и не дать отступающим немцам разрушить мощные трансформаторы, обеспечивающие электроэнергией Париж, расположенный в 200 милях к юго-западу.
С помощью Maquis он и его наставник, которого полковник никогда не удостаивает достаточной похвалы, блестяще справились с заданием.
Полковник родился 55 лет назад и был воспитан как князь Оболенский в Царском Селе, летней резиденции бывших царей России под Санкт-Петербургом, а во время Первой мировой войны воевал в элитном русском кавалерийском полку.
В 1916 г. он женился на княжне Екатерине Александровне Барятинской, морганатической дочери царя Александра III, с которой развелся в 1923 г.
Через год он женился на Элис Мюриэл Астор и переехал в Америку, где отказался от княжеского титула и стал гражданином США.
В 1932 году он развелся с Элис, от которой у него было двое детей, Иван и Сильвия. Но он оставался в дружеских отношениях с ее братом Винсентом, помогая ему в его делах с недвижимостью и гостиничным бизнесом.
Оболенский поступил на службу в гвардию штата Нью-Йорк рядовым. Всего год спустя он получил звание майора армии США и, произведенный в подполковники, был назначен ответственным за подготовку специальных десантников-коммандос для усиления сопротивления на оккупированных врагом территориях.
Теперь он снова гражданский человек. Оболенский с ностальгическим удовлетворением вспоминает о своих дерзких подвигах, сидя в своем кабинете в шикарном нью-йоркском отеле Plaza Holel и попыхивая своей драгоценной трубкой из кукурузного початка.
Он вернулся в гостиничный бизнес и ведет светскую хронику Готэма.
JOSEPH C. PETERS
Статью подготовил независимый исследователь Р.Н. Ирский
Смотрите также:
Без комментариев...
Или о том, что можно увидеть на фотографии имения Марии...
Или о том, кого звали Попонычем, и какие вопросы...
Рассказ о том, каким запомнился Серж Оболенский своему...
Новая краеведческая книга о Кирсанове и Кирсановском...
Среди родственников Марии Константиновны фон Рейтерн...
Удивительные переплетения судьбы и ошеломляющая находка...
Мы ищем:
Обновления списков
- 08.11.24 | Жители Покровской Иры
- 06.11.24 | Репрессированные коммунары
- 03.11.24 | Посемейный cписок первых коммунаров
- 31.05.24 | Клабище села Паника
- 05.09.23 | Кладбище села Ленинское
- 05.09.23 | Списки первых коммунаров
Обновления страниц
- 05.12.24 | Cтатьи
- 05.12.24 | Архивные материалы
- 03.12.24 | Новости
- 10.11.24 | События и мероприятия
- 08.11.24 | Жители Покровской Иры
- 06.11.24 | Репрессированные коммунары