Новости

Автор шпионской тетралогии в Ирской коммуне

Автор шпионской тетралогии в Ирской коммуне

Известный режисер Вениамин Дорман снял также и фильм о колхозе им. Ленина

В колхозе имени В.И. Ленина, как известно, неоднократно бывали съемочные группы советской кинохроники. Один из фильмов, который был отснят в 1953 г. на Нижне-Волжской студии, стал любопытной зарисовкой довольно продолжительного периода жизни колхоза: сюжет начинается ранней весной и завершается осенней уборкой урожая. Можно предположить, что очередной интерес к работе кирсановского колхоза был связан с тем, что вопросы сельского хозяйства оказались в 1953 г. одной из самых обсуждаемых проблем в СССР.

Более того, именно тогда впервые публично была подвергнута критике аграрная политика И. Сталина, а новое политическое руководство страны (Г. Маленков, Н. Хрущев) стало говорить о необходимости серьезных реформ в деревне. В частности, предполагалось, что для повышения эффективности сельского хозяйства следует более активно использовать, прежде всего, экономические инструменты. В этой связи опыт передовых колхозов имел принципиальное значение. Данное предположение можно подкрепить кадрами фильма об открытом партийном собрании, на котором председатель колхоза П.Н. Фокин подчеркивал важность решений сентябрьского (1953 г.) пленума ЦК КПСС по дальнейшему развитию сельского хозяйства СССР. Да и сам контекст фильма построен на демонстрации реальных производственных достижений колхоза имени В.И. Ленина, получившего за год, как было сказано в киносюжете, более 2,5 млн рублей дохода.

Одним из авторов сценария и режиссером документального фильма, вышедшего на экран под названием «В колхозе имени В.И. Ленина», был молодой сотрудник Нижне-Волжской студии кинохроники (г. Саратов) Вениамин Давыдович Дорман (1927-1988):

Он был выпускником режиссерского факультета ВГИКа, где учился в мастерской С.А. Герасимова:

Студенты ВГИКа,
 будущие кинорежиссеры Вениамин Дорман,
 Григорий Аронов и Эльдар Рязанов,
 на первомайской демонстрации в 1948 году

Студенты ВГИКа, будущие кинорежиссеры Вениамин Дорман,
Григорий Аронов и Эльдар Рязанов, на первомайской демонстрации в 1948 году

После непродолжительной работы в документальном кино Дорман перешел на Киностудию имени М. Горького, где в полной мере раскрылся его талант режиссера игрового кино. Достаточно назвать наиболее известную его режиссерскую работу – советскую шпионскую тетралогию 1960-1980-х гг. («Ошибка резидента», «Судьба резидента», «Возвращение резидента», «Конец операции «Резидент»).

В своем документальном фильме «В колхозе им. В.И. Ленина» Вениамин Дорман попытался показать передовое хозяйство, которое добивается успехов благодаря целенаправленному и системному труду большого коллектива, опирающегося на традиции коммуны.  Каждая страница киносюжета демонстрирует стремление колхозников добиваться успехов, преодолевая любые трудности на этом пути. Так, был представлен рассказ о том, как им удалось спасти свой цветущий фруктовый сад в мае от сильных заморозок и в результате получить хороший урожай яблок, который принес 700 тыс рублей прибыли. Селекционная работа позволила колхозу поставлять семена гречихи, пшеницы, ячменя и подсолнечника для всей Тамбовской области. При этом выведенный местными селекционерами новый сорт твердой пшеницы, несмотря на засушливое лето, помог собрать урожай порядка 20 центнеров с одного гектара.

В фильме показан и редко встречающийся тогда в деревне уровень электрификации, автоматизации и механизации производства: в колхозе работала собственная электростанция, были оборудованы автоматические поилки и кормушки для крупного рогатого скота, приобретены новые комбайны, автомашины и техника для зерновой сортировки. Важную роль в обеспечении всех этих успехов, как показано в сюжете, играла наука.  В частности, преподаватели сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева регулярно помогали повышать квалификацию специалистам колхоза. Конечно, в этой кинохронике не умолчали и об успехах в социальной сфере. Показано комфортабельное собственное жилье колхозников, доступность образовательных и культурных учреждений, медицинского обслуживания и даже собственное ателье мод. Словом, передовой колхоз очевидно демонстрировался в фильме как некий пример, который позволял увидеть вектор возможных реформ в сельском хозяйстве всей страны.

 

Материал подготовил Александр Плотников,
магистрант Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина.

Поделиться этой публикацией:

Смотрите также:

Другие новости >>>


Мы ищем:

Любые фотографии имения Марии фон Рейтерн
Музыкальные инструменты оркестров Ирской коммуны

Посмотреть все >>>

Мы нашли:

Выпуск газеты «Коммуна» от 31 июля 1931 года
Потомков легендарного Степана Плужникова...
Человека из коммуны, изображенного на фотографии!

Посмотреть все >>>