Новости

Мир видел коммуну их глазами

Мир видел коммуну их глазами

Мы начинаем публиковать серию статей о выдающихся киножурналистах, посещавших Ирскую коммуну.

В 1940 г. колхоз имени В.И. Ленина был награжден орденом «Знак Почета». В этой связи было принято решение о подготовке очередного киносюжета о буднях этого известного в стране хозяйства. Для съемок в Тамбовскую область был направлен молодой, но довольно авторитетный советский кинодокументалист Марк Антонович Трояновский (1907-1967). Он выступил одновременно в качестве режиссера и оператора фильма-кинорепортажа «День в колхозе», вышедшего в 1941 г. на центральной студии «Кинохроники».

К тому времени М. Трояновский был уже известен как автор документальных сюжетов о походах ледоколов «Сибиряков» и «Челюскин» по Северному морскому пути, о высадке первой советской экспедиции во главе с И. Папаниным на Северный полюс, о строительстве Магнитки. Работа М. Трояновского в арктических экспедициях в 1930-е гг. была отмечена правительством тремя орденами. Позднее, в годы Великой Отечественной войны он работал фронтовым оператором и руководителем фронтовых киногрупп. После войны М. Трояновский принимал участие в съемках Олимпийских игр 1952 г. в Хельсинки, строительства Асуанской плотины в Египте, трансконтинентального перелета Москва-Антарктида. Показательно, что в каждой своей творческой командировке он был не просто кинодокументалистом, а скорее участником тех событий, которые ему приходилось фиксировать.

Опубликованные дневники М. Трояновского не дают какой-либо информации о том, как происходила съемка в Тамбовской области. Тем не менее, сам фильм чрезвычайно точно передает атмосферу довоенной жизни колхозников и настроение самого автора. В нем прекрасно отображена самобытная красота снежной зимы в кирсановской деревне и ее округе, в которой начинается очередной рабочий день. Своеобразными декорациями фильма стали сельские улицы с традиционными покрытыми соломой домами и новыми зданиями, построенными коммунарами, вся социально-экономическая инфраструктура передового колхоза. Зритель видит как люди добираются до своей работы, как у них организован труд на различных производствах (снегозадержание на полях, ферма, конюшня, уход за животными и птицей, сыроварня, кузня, механические мастерские и т.д.).  Буквально с первых кадров, режиссер дает нам понять, что жизнь человека в этих местах не легка, но в тоже время в ней есть своя духовная красота и бесспорная целесообразность. Колхозники стремятся к созиданию и коллективному труду на благо всех жителей колхоза. В запечатленных на кадрах кинофильма лицах этих людей чувствуется их внутренний стержень, сила, а также любовь к своему делу. Автору фильма удалось передать и то, как разнообразен досуг колхозников.   Общие собрания, работа радиоузла, клуба и музыкальной студии, массовое катание на лыжах: все это демонстрирует возможности для жителей села для реализации своих потребностей в свободное от работы время.

Одной из важных деталей, которую автор кинофильма смог талантливо отразить, следует назвать искренность человеческих улыбок, передающих сам дух того времени. В репортаже нет ни одного слова, произнесенного колхозниками. Его сопровождает лишь видеоряд и классический вальс И. Штрауса «На прекрасном голубом Дунае». Все это превратило кадры документального кино в оригинальное художественное произведение. Режиссер полностью проникся симпатией к жителям колхоза и смог точно запечатлеть интересные моменты его истории, что говорит о непревзойденном профессионализме М. Трояновского.

 

Материал подготовил Александр Плотников,
магистрант Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина

 

См. также:

Автор шпионской тетралогии в Ирской коммуне


Посмотреть все новости >>>


Мы ищем:

Любые фотографии имения Марии фон Рейтерн
Музыкальные инструменты оркестров Ирской коммуны

Посмотреть все >>>

Мы нашли:

Выпуск газеты «Коммуна» от 31 июля 1931 года
Потомков легендарного Степана Плужникова...
Человека из коммуны, изображенного на фотографии!

Посмотреть все >>>