Новости

Христа славить, колядовать, рацеи и вирши, Рождество в коммуне...

Христа славить, колядовать, рацеи и вирши, Рождество в коммуне...

Как справляли Рождество наши предки?
Что мы знаем об их рождественских традициях?
Как праздновали Рождество в Ире, в Ирской коммуне?

Наверное немногие сейчас вспомнят о том, что значили слова «Христа славить», «Колядовать», или о том, что ёлка называлась не Новогодней, а именно Рождественской.

Срубание елки на Рождество

Да и подарки были не Новогодними, а также Рождественскими.

Из города с рождественскими подарками

Читая дореволюционные газеты, просматривая старые открытки, листая популярные журналы того времени, понимаешь, насколько значимым для наших предков был этот праздник. Как трепетно к нему готовились, с какой радостью его ждали, с какой любовью праздновали.

Рождественский базар

 

«Христа славить»

Славить — означало хвалить. Славление было важнейшей традицией, хотя и менявшейся по своей форме, но неукоснительно соблюдавшейся на протяжении многих веков. Славить ходили не только представители духовенства и простые люди, но и бояре и даже сам царь!

Взаимное славление бояр и великих русских Государей было в большом ходу в XVII столетии. Знатные люди славили у царя, а царь сам ездил со славлением к боярам. Славление в то время началось уже с полудня. Когда сам царь ездил славить, то двое из чиновников шли впереди с барабанами в руках и обернутыми в сукно палочками, а за ними ехал царь на санях, окруженный боярами и князьями.

При входе в дом пели «Тебе Бога хвалим», потом поздравляли хозяина. Хозяин подносил царю денежный подарок и угощал его и прибывших с ним. После этого отправлялись к другим боярам и чужестранцам, которые угощали их.

Сохранилось письменное свидетельство тому, как в 1702 году царь Петр I, начал свое славление с иностранца Брама, приехав к нему со своими царедворцами в количестве 300 человек в 9 часов утра. Столы были накрыты разными лакомствами, сначала подавали холодные, а потом другие кушанья. Веселость была непринужденная, а напитки текли рекой. Около трех часов по полудни Государь поехал к другому иностранцу, где было такое же угощение, потом в другие дома, затем все процессия отправилась отдыхать в специально для этого построенные дома. Уклонявшихся от славления наказывали кнутом и батогами, если они были внесены в список славления, но не ходили славить!

Приезд гостей на праздник Рождества в допетровской Руси

 

«Звезда и вертеп»

Детское славление Христа с песнями и стихами было распространено по всей России. Непременными атрибутами детского славления были звезда и вертеп. Звезду обычно делали из решета или сита, верх и дно которого обклеивали промасленной бумагой, на одной стороне изображали лик, а на другой поклонение пастырей. Весь круг обводился шестью рогами из бумаги, символизирующих лучи. Внутрь ставили зажженную свечу, отчего обе стороны светились.

Славление

Вертеп делали в виде ящика в двух ярусах. В нижнем ярусе помещались деревянные фигуры, в верхнем горели свечи.

Детей, которые ходили Христа славить, называли Славельщиками. Они носили с собой кружки и корзинки, в которые собирали деньги и пироги. Они собирались в группы, старший из них нес звезду с фонарем. После славления говорили: «С праздником хозяина поздравляем, здравия желаем!». Не принять славельщиков считалось грехом для хозяина и оскорблением для христославов.

Славление Христа,
 Колядование

 

«Рацеи и вирши»

Кроме пения многочисленных рождественских песен сочинялись и собственные рождественские речи — рацеи, а также и собственные стихи —  вирши. При этом иногда рацеи и вирши сочинялись даже на греческом или латинском языках!

Обычай поздравлять в праздник Рождества Христова виршами восходит как минимум к эпохе царя Алексея Михайловича и возможно даже и к более раннему периоду.

 

«Колядовать»

Одновременно с Рождеством 24 декабря праздновался и языческий праздник в честь Коляды — Бога света, солнца, луны и звезд. В результате смешения языческих и христианских традиций ходили "Христа славить" или "Колядовать".

 

* * *

Рождество в Ире

Свои рождественские традиции были и в Ире. В Покровской Ире на Рождество Мария Константиновна фон Рейтерн устраивала для сельских детей рождественскую елку с подарками, хор в Покровской церкви пел тропарь, кондак и песни канона "Христос рождается", а жители поздравляли друг друга со светлым праздником Рождества Христова ...

 

Рождественская ночь

 

После революции

Традиция Рождественской ёлки стала угасать в годы первой мировой войны на фоне выступлений против «немецкости» (обычай украшать дерево в Россию пришел из Германии). В революционный 1917-й – снова возродилась и люди опять стали праздновать. С вводом григорианского календаря уже не 25 декабря, а 7 января (по новому стилю).

В 1922 году – очередной поворот истории. Началась так называемая «борьба с ёлкой» и празднованием Рождества как «пережитком прошлого», давлением церкви. В 1929 году вышло постановление СОВНАРКОМА с официальным запретом этого праздника, а 25 января с этого момента стал Днем ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ. И только в 1935 году рождественские елки вернулись в наши дома!!!

 

Елка в коммуне

Первую ёлку в Ирской коммуне установили в клубе уже в 1923 году, несмотря на начавшееся движение «против». Коммунары сами сделали подарки, купили ёлочные украшения. Однако волна «борьбы» докатилась и до Иры. В 1930 году  коммунарам озвучили так называемый «антирождественский доклад» (ячейка «Союза воинствующих безбожников» действовала и в Ирской коммуне).

Но со временем замечательная рождественская традиция вернулась!

Одним из самых ярких воспоминаний местных жителей стала ёлка, которую к новогодним праздникам устанавливали на пруду, за электростанцией. Здесь же было организовано массовое катание на коньках. Вся площадка светилась гирляндами, звучала музыка!!!

В 1970 году построили новый клуб и 1971 год встречали уже в там, традиция сохранилась до настоящего времени...

С наступающим праздником!

 

По материалам газет "Тамбовские Епархиальные ведомости", "Петербургский листок", "Известия Тамбовской ученой архивной комиссии"

Независимый исследователь Р.Н. Ирский
Куратор инициативной группы Г.Л. Леденева

 

 

 

Поделиться этой публикацией:


Посмотреть все новости >>>


Мы ищем:

Любые фотографии имения Марии фон Рейтерн
Музыкальные инструменты оркестров Ирской коммуны

Посмотреть все >>>

Мы нашли:

Выпуск газеты «Коммуна» от 31 июля 1931 года
Потомков легендарного Степана Плужникова...
Человека из коммуны, изображенного на фотографии!

Посмотреть все >>>