Новости

О пасхальном поцелуе

О пасхальном поцелуе

Традиции предков в самый значимый в году праздник

Мы продолжаем серию наших публикаций о том, как справляли праздники наши предки, что было для них особенно важным и ценным, чем они гордились, что трепетно берегли. И к таким непреходящим ценностям в первую очередь относятся традиции. То, что сложилось на протяжении значительного времени, что устояло на протяжении веков. То, что прошло испытание не только добрым временем, но и лихолетьем...

Собирая наш материал из старых газет и журналов, мы часто оставляем лексику и речевые обороты из оригиналов, чтобы лучше передать дух того времени, настроения, царящие в обществе, и общую атмосферу.

Нет смысла говорить о том, что Пасха была самым большим праздником для наших предков, проще привести здесь те слова, которыми это описывалось более ста лет назад:

Мы, Русские, привыкли знать и чувствовать Пасху «праздником праздников» и «торжеством из торжеств». В самом деле, на Руси это какой-то особенный день, который резко выделяется не только из общего годового круга, но даже из цикла остальных праздничных дней.

На Пасхе, особенно в первое, «Светлое» ее Воскресенье, ни один Русский, даже из каких угодно «скептиков», не может оставаться в будничном, обычном настроении; почти каждый чувствует на душе «праздник». Этому способствует лучшая в году церковная служба —тоже такая «особенная», которая уже не повторяется: эта пасхальная заутреня с ее бесчисленными огоньками на улице, весенним воздухом, на юге уже с цветами, с ее тихой церковью в начале службы и торжественно-победной, сверкающей полным освещением и гремящей несравненные «Христосъ воскрѳсе!» в конце.

Тот не-русский человек, кто в эту ночь усидит дома и не придет в светлые церковные стены, несмотря ни на какие «скептицизмы»…

На церковную службу шли стар и млад, в деревнях и столицах, независмо от сословия и общественного положения.

Пасхальная служба

Пасхальная служба в Исаакиевском соборе

В молитве все были едины и когда раздавался звук торжественного благовеста и звучное пение клира «Воскресение твое Христе Спасе...» умилительной радостью наполнялись сердца как смиренных хлеборобов, так и высокосветских дам.

Во время заутренней

Во время службы

 

С возгласами «Христосъ воскрѳсе!» ширился, рос и звучал по всей Руси троекратный пасхальный поцелуй. Его освятила церковь, его воспринял обычай...

Пасхальный поцелуй

Целовали друг друга не только во время и после службы, но и после, иногда даже встречаясь по дороге:

Крестьяне. Посхальный поцелуй

За троекратным пасхальным поцелуем был замечен и великий российский император Петр I во время празднования первой устроенной в Санкт-Петербурге Пасхи:

Первая пасха в Санкт-Петербурге. Петр великий христосуется с корабелестроителями-иностранцами

Начало этого поцелуя, как выражения божьих чувств, теряется в седой старине. Когда и чьи уста впервые сомкнулись и во имя чего? Кто были те, которые распространили безгрешный пасхальный поцелуй? И отвечают ли наши нынешние поцелуи придававшемуся им первоначальному смыслу и значению?

Одно можно сказать с полной уверенностью: поцелуи могли существовать и во времена прародителей, и по времена язычества, но троекратный пасхальный поцелуй — порождение христианской эры.

В пасхальных песнопениях, исполненных чувства благородного ликования и всеобщей радости, мы находим отчасти и объяснение истории пасхального поцелуя. В этих песнопениях встречаются знаменательные слова, проливающие свет на происхождение этого чудного обычая.

«Друг друга обнимем»... «Пасха всех освещающая верных»... «Пасха непорочная»... — говорится в пасхальных ирмосах.

Отсюда можно сделать вывод, что пасхальный поцелуй родился в христианских общинах первых веков, под впечатлением глубокой веры в Христово Воскресенье. Ликующая душа не знала, в чем ей выразить свое радостное настроение, свой чудный порыв и он вылился в непорочные объятия и в такой же чистый пасхальный поцелуй.

«Воскресенья день и просветимся торжеством» — встречаются слова в тех же пасхальных песнопениях. Этот стих указывает, что в массах было сознание, что их торжество не простое и обыкновенное, а имеющее просветительное значение, облагораживающее человеческую природу, возвышающее человеческий дух. Хоть на несколько дней люди отбрасывают повседневную суетность и ничтожные заботы своего существования, мешающие ему совершенствоваться.

Пасхальный поцелуй солдаты

Начало обычая дарить в Пасху при христосовании красные яйца приписывается, как известно, Марии Магдалине. Вручением яйца собственно выражается вера, что воскресший Христос привел нас к новой жизни, так как яйцо есть символ возрождения, красный же цвет показывает, что мы возрождены пречистою кровью Сына Божьего.

Яйцо от первого христосования считалось «наисвященейшим» и его сохраняли целый год до нового христосования.

Но в то время дарили не только крашеные куриные яйца, но и порой необычные декоративные:

Декоративные яйца

Декоративные яйца с японскими мотивами

Декоративные яйца с мотивами разных континентов

Весьма востребоваными были, как это видно из рекламных объвлений, и ювелирные украшения в виде яиц:

 

После Пасхальной заутрени у простого народа сохранялся обычай христосоваться с усопшими. Крестьяне шли на родные могилы и каждому из дорогих покойников приносили красное яичко, которое или клали на могильный холм, или зарывали на могиле около креста.

Закарывали красное яйцо на могилах умерших

По понятию крестьянина, сама природа принимала участие в священном торжестве пасхального дня. По убеждению крестьянина, «на Пасху —солнце играет», а по древне-русскому преданию, в тот год, когда воскрес Христос, солнце целых семь суток не заходило: первые два дня оно стояло на востоке, следующие три дня на полудне, остальные два—на запад и только на восьмой день зашло.

Вместе с тем русские крестьяне по пасхальной заре судили о будущем урожае: на Пасху ясное небо и «солнце играет» —к хорошему урожаю и красному лету.

 

Свершившаяся в 1917 году революция принесла с собой большие изменения в сознании людей. Воцарившийся в 1918 году голод отразился и на настроениях на остававшемся самым значимым народном празднике. Карикатура из газеты того времени свидетельствует о том, в каких условиях проходила первая "послереволюционная" Пасха.

Встреча гостей

ПРЕЖДЕ. Хозяин дома:
"А.. а! Милейший, чудеснейший Иван Иванович! Наконец-то Вас дождался! Разделите скромную трапезу!"

 

В ожидании незванных гостей

ТЕПЕРЬ. Хозяин дома:
"Слушай сынок! Возми полено и карауль у двери! Ежели кто в гости, так ты его... Мы с твоей матерью настоящее куриное яйцо есть будем!"

 

Новые порядки в стране находили свое отражение и в анекдотах того непростого времени:

Пасхальные анекдоты.  Некто,
 обрадованный праздником,
 совсем ошалел: разлетелся христосоваться к комиссару Урицкому: — Христос воскрес! — Уже арестован! —с гордостью ответил бдительный комиссар.

Но в 1918 году пасхальные торжества не запрещали, а вот несколькими годами позднее новые власти Пасху уже открыто высмеивали, организовывали антипасхальные мероприятия, проводили атеистическую агитацию.

Антипасхальная частушка

 

Но праздник великой Пасхи выдержал тяжкие испытания лихолетием и дошел и до нас. Давая нам счастливую возможность продолжить традиции наших великих предков, кем бы они не были и на какой бы стороне они не находились. Ведь оценкой каждому из них могут служить только его благие намерения и в гораздо большей мере его благие дела...

 

По материалам дореволюционных газет
"Тамбовские Епархиальные ведомости", "Тамбовские губернские ведомости",
"Петербургский листок", "Петербургская газета"

Независимый исследователь Р.Н. Ирский
Куратор инициативной группы Г.Л. Леденева

Поделиться этой публикацией:


Смотрите также:

Посмотреть все новости >>>


Мы ищем:

Любые фотографии имения Марии фон Рейтерн
Музыкальные инструменты оркестров Ирской коммуны

Посмотреть все >>>

Мы нашли:

Выпуск газеты «Коммуна» от 31 июля 1931 года
Потомков легендарного Степана Плужникова...
Человека из коммуны, изображенного на фотографии!

Посмотреть все >>>