Новости

Святочные гадания

Святочные гадания

В каких занятиях проводили время наши предки между Рождеством, Новым годом и Крещением?
Почему святочные гадания были такими популярными?

Гадания приурочивались к святками и носили название «рождественских волхований». Самым удобным временем для гадания считались святки в канун Нового года и под Крещение.

По мнению язычников, в день новолетия не только можно было предугадать будущее, но и придать такой или иной характер предстоящим в наступающем году занятиям и  обстоятельствам, которые должны были сопровождать жизнь человека в течение этого времени. «Все дело в Начале!» - говорил древнеримский поэт Овидий.

По времени совершения святочные гадания подразделялись на вечерние, полуночные и "на сон грядущий".

Вечерние гадания начинались обычно с той минуты, как зажигались свечи. К числу их принадлежат главным образом так называемые «подблюдные гадания». Эти гадания совершались под пение «подблюдных песен», которые пелись за столом, при кушании, и каждый стих этих песен оканчивался припевом «Слава!..». При этом покрытый белой скатертью стол выдвигался на середину комнаты и на него ставилось блюдо с водой.

Святочные гадания

«Красны девушки, молодцы, старушки и молодые люди (суженые)» снимали с себя кольца, перстни, запонки, серьги и клали их на стол, загадывая над ними свою судьбу. Затем блюдо покрывалось скатертью-столешником и гадающие усаживались вокруг стола.

На столешник по числу лиц, участвовавших в гадании, клались кусочки ржаного хлеба, соли и угольки. После этого свахою или девушкой, управляющей гаданием, запевалась песня «Хлеба да соли», и все сидящие вокруг стола пели под ее голос.

По окончании первой песни, сваха поднимала столешник и опускала в блюдо хлеб, соль и угольки, а гадающие клали туда свои вещи, после этого блюдо снова покрывалось столешником и начинали петь другие святочные песни.

Во время пения сваха держала блюдо в своих руках, а с окончанием песни трясла его и вынимала из него какую-нибудь одну, попавшую под руку вещь. И тогда значение только что пропетой песни относилось к тому, кому принадлежала вынутая вещь, и служило предзнаменованием его будущего.

Каждая песнь имела свое значение: к скорому замужеству, к свиданию, к замужеству с ровней, замужеству с чиновником, к сватанию, к бедности, к богатой жизни, к свадьбе, к исполнению желания, девушкам к замужеству по любви, молодцам к женитьбе, к дороге, к прибыли, к несчастию, к смерти, к болезни, к радости…

По окончании каждой песни пелся особенный припев:

Да кому мы спели, тому добро.
Слава!

Кому вынется, тому сбудется.
Слава!

Скоро сбудется, не минуется.
Слава!

Последнему кольцу не пели подблюдной песни, ему обрекали горькую участь… Но в Сибири и в заволжских губерниях напротив пели последнему кольцу свадебную песнь, а затем бросали кольцо на пол: если оно покатилось к дверям, то для девушки это означало замужество, а для мужчины дорогу.

Перед революцией такие гадания совершались уже только незамужними девушками в присутствии молодых людей, а пожилых и стариков вообще не допускали на такие вечера.

После окончания песен, хлеб и угольки ломали на части и заворачивали в рукава той рубашки, в которой ложились спать: что в ту ночь приснилось, то и должно было сбыться.

Кроме «подблюдного гадания», самого главного и интересного, существовали еще и другие гадания. Наиболее распространенным из них было так называемое «окликание». Девушки выходили на улицу и каждая из них спрашивала у первого для нее встречного о его имени: какое имя будет произнесено, таким и будет имя ее суженого.

Гадание на окликание по имени

Существовало поверье, что Акакий — несчастное имя, потому что пророчит вечное девичество, это давало повод молодым людям для соответствующих шуток: некоторые из них нарочно отвечали, что зовут их Акакиями, что приводило бедных гадальщиц в смущение и отчаяние.

Существовало также и «подслушивание». Ходили слушать под окна чужих домов и, судя по веселому или скучному разговору, предрекали себе такую же жизнь в замужестве.

Подслушивание у окон

Слушали также и под церковным замком, но тут уже на помощь девицам приходила их фантазия: им слышался свадебный, хвалебный или погребальный напев и отсюда делали заключение о свадьбе, счастье или смерти.

Подслушивание и подсматривание

Подслушивание производили у мельницы или у амбара и по пересыпанию хлеба, стуку жерновов пытались разглядеть свое будущее: богатое или бедное. Пересыпание хлеба означало долгую жизнь, набивание мешков — дорогу, а если их выносили с мельницы или воза — к переменам в жизни.

Кроме описанных выше видов гадания, существовало еще великое множество с церковной точки зрения «бессмысленных шалостей», таких, как лить расплавленные воск или олово в воду, стучать ложкой о ворота, бросать башмаки, делать мостики под кроватью, просеивать снег, гадать с петухом и т.д.

Бросание башмаков

Гадание с петухом

 

Со стороны церкви гадания в те времена не приветствовались и даже осуждались. Но их рассматривали все же как «забавы», пусть даже и недостойные святых вечеров...

И все же святочные гадания были неотъемлемой частью культурных традиций наших предков, с такой любовью описанные Василием Андреевичем Жуковским в его знаменитом стихотворении «Светлана»:

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;

Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;

В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.

 

По материалам газет "Тамбовские Епархиальные ведомости", "Петербургский листок"

Независимый исследователь Р.Н. Ирский
Куратор инициативной группы Г.Л. Леденева

 

Поделиться этой публикацией:


Посмотреть все новости >>>


Мы ищем:

Любые фотографии имения Марии фон Рейтерн
Музыкальные инструменты оркестров Ирской коммуны

Посмотреть все >>>

Мы нашли:

Выпуск газеты «Коммуна» от 31 июля 1931 года
Потомков легендарного Степана Плужникова...
Человека из коммуны, изображенного на фотографии!

Посмотреть все >>>