Широкая масленица, райки и раешники, лубочные театры, «гречневики» и «тужилки»
Или о том, как весело справляли Масленицу наши предки, какие традиции сохранялись веками
Масленица издавна была одним из самых любимых праздников русского народа и во все времена праздновалась им весьма торжественно. К ней всегда приурочивались особые игры и забавы, которым предавался и стар, и млад.
Особенно торжественно и шумно праздновалась Масленица в старину при Императоре Петре Великом и последующих Царицах, любивших веселые празднества и народные потехи и обставлявших их разными диковинками.
***
При Петре Великом, на Петербургской стороне, против церкви св. Троицы, у так называемой пирамиды четырех фрегатов устраивались маскарадные и разные потешные зрелища. По сигналу, поданному самим Государем, который был одет барабанщиком, придворные скидывали плащи и показывались в своих нарядах. Посреди испанцев, греков, турок, китайцев и индейцев являлись карлики с длинными бородами, возившие на тележках исполинских царских гайдуков, спеленутых как дети.
Затем следовали веселые катания. Между множеством огромных саней, сделанных наподобие лодок, в которых сидели костюмированные члены Августейшей фамилии, иностранные министры и знатнейшие вельможи с женами, видны были — Нептун в раковин с трезубцем, влекомый двумя сиренами; Бахус с кубком в одной руке и с лавром в другой; Государев привилегированный шут, одетый медведем в санях, заряженных шестью медведями; камчадал и камчадалка, ехавшие в нарте на собаках и, в заключение, множество арлекинов и масок, изображавших зверей и птиц.
Эти маскарады продолжались целую неделю. Участвовавшие в них еще за несколько дней собирались к князю Меньшикову для репетиции, и он назначал каждому определенное место. Все принадлежащая к маскараду лица должны были ходить в костюмах и масках под опасением штрафа в 50 рублей!
Славный Ништадтский мир со Швецией праздновался Петром Великим в 1722 г. в Москве, во время Масленицы. Более торжественной и веселой Масленицы не бывало.
Празднество началось в Понедельник сырной недели и открылось на площади у Красных ворот, куда прибыл император с офицерами своей гвардии и «вертелся» с ними на качелях. После него качались солдаты и народ. Тут же на площади, под открытым небом для государя был приготовлен стол. Петр выпил анисовки и сел за блины, посреди окружавшего его народа, оглашавшего воздух радостными, восторженными восклицаниями. Толпа ликовала: сам царь принимал участие в ее увеселениях!
Во Вторник народ собрался «на горы», и при приближении царя открылся шатер, прикрывавший ледяную гору, с ней первым скатился на простых салазках государь, а за ним и остальные члены императорской фамилии.
Среда была днем отдыха.
В Четверг Петр Алексеевич «дал Москве» открытый для всех, невиданный и неслыханный маскарад. Из села Всесвятского тронулась, по направлению к Москве, вереница морских судов на санях, запряженных разными зверями, вроде Олегова флота.
На Тверской для встречи процессии устроены были триумфальные арки. Впереди всех ехал арлекин в больших пошевнях, запряженных в шесть лошадей «гусемъ», увешанных побрякушками. За ним двигался князь-папа Зотов в длинной, красной, бархатной мантии, на горностае, имея у себя в ногах Бахуса, сидевшего верхом на бочке.
Далее следовал шут в маленьких санках, запряженных четырьмя свиньями. Потом уже появилась процессия флота, под предводительством Нептуна, на высокой колеснице, со всеми его атрибутами.
В средине этого поезда находился князь-кесарь Ромодановский в царской мантии и в княжеской короне, на широкой лодке, запряженной медведями. За ним двигался огромный корабль с мачтами, с пушками и со всеми своими принадлежностями. Его тянули 16 лошадей, и на нем сидел сам царь в мундире флотского капитана, с генералами и с офицерами морской службы. Петр командовал кораблем, как бы находясь на море.
Сзади корабля ехала красивая, убранная разноцветными флагами и лентами, раззолоченная гондола императрицы. Она была одета в костюме германской крестьянки и сидела в кругу своих приближенных и придворных дам, костюмы которых также носили эксцентричный вид.
Сопровождавшие Императрицу кавалеры представляли из себя арабов. Эта процессия замыкалась другими участниками маскарада, сидевшими в огромных санях, имевших фигуру головы дракона. Они были одеты разными зверями и птицами. Через Тверские ворота поезд направился в Кремль и достиг его только вечером. В продолжение всего дня по Москве раздавались пушечные выстрелы.
Народ пировал всю неделю. Таким торжественным образом был отпразднован знаменитый Ништадтский мир.
***
Императрица Анна Иоанновна во время Масленицы приглашала к себе во дворец в числе гостей и унтер-офицеров своей гвардии с их женами, которые потешали Царицу русскими плясками и всевозможными народными играми.
Война с Турцией, начатая в 1736 году, окончилась миром, заключенным в Константинополе 7 сентября 1739 года. Ратификация мирных пунктов была привезена в Петербург 27-го января 1740 г.
А празднества по случаю заключения мира начались с четверга масличной недели, 14 февраля 1740 г. О празднестве на улицах города читали манифест герольды. По прочтении манифеста в народ бросали золотые и серебряные жетоны, а после этого на лугу, позади Зимнего дворца, было устроено народное угощение.
Для народного угощения поставлены были на лугу кушанья и напитки. Несколько жареных быков, с позолоченными рогами, и другая снедь, в виде соленой и жареной рыбы. Быки стояли на пирамидах и были накрыты холстом, который при начале празднества сдергивался и народ набрасывался «на жаркое», быстро освобождая остов быка от мяса. Из напитков всего больше было красного вина, которое проходило через фонтаны.
Вечером на лугу три дня подряд устраивалась грандиозная иллюминация. «На иллюминацию эту потрачено сала говяжьего около полутораста пудов». Весь Петербург был иллюминирован. Каждый житель был обязан иллюминировать свой дом в продолжении трех дней, о чем существовал особый приказ. Всякие работы и занятия в это время были прекращены и буквально вся столица пировала вместе с Государыней, устраивавшей ежевечерне у себя во дворце торжественные банкеты.
Народное гулянье в сущности началось за неделю до Масленицы маскарадом и знаменитым «Ледяным домом», устроенным на Неве, напротив Зимнего дворца. Среди придворных увеселений времен Анны Иоановны эта «потеха» занимает самое видное место. Специально для «народного маскарада» были выписаны через губернаторов из разных отдаленных мест России представители коренных народов по несколько пар мужского и женского пола.
Процессия одетых в национальные костюмы шествовала по улицам Петербурга на разнообразных повозках, в которые были запряжены различные животные. Процессия эта конечным пунктом имела «Ледяной дом», где происходило угощение, а затем в нем была отпразднована свадьба придворного шута на шутихе.
Свадьба эта состоялась 6-го Февраля 1740 г., а маскарад окончился только в конце Масленицы. Одновременно с народным маскарадом устраивался маскарад во дворце, для которого придворным дамам изготовлялись потешные платья за казенный счет.
***
Любимым народным развлечением в дни Масленицы в Санкт-Петербурге, как и по всей России, были катания с гор. На Блумберовской площади впервые были устроены ледяные горы, с затейливыми башенками, на которых развевались разноцветные флаги.
На этих горах и катались гуляки обоего пола на длинных "разбегчивых" санках; вдоль гор, вместо барьера, в два ряда стояли елки, между которыми виднелись ледяные и снежные статуи.
Там же, на Блумберовской площади, устроен был целый городок из лубочных «комедий» с фантастическими чудовищными вывесками, весьма заманчивыми для простого народа. Около «комедий» непрестанно раздавались звуки гудков, рожков, балалаек, свистелок, тулумбасов, бубнов, сиплых песен и богатырского посвиста расходившихся гуляк.
Кроме «комедий», на горах, для невзыскательной публики, показывали и райки с юмористическими пояснениями и с разными "погудками-прибаутками". Любимыми рассказами раешников были эпизоды из отечественной истории.
В Екатерининское время осмеивался, главным образом, турецкий султан. Позднее любимым номером раешников был Наполеон и город Париж, про который они толковали следующее:
«Вот французская столица, на выдумки мастерица,
а мы хоть народ и простой да пришли в Париж на постой.
Вот наши гренадеры, генералы и офицеры
гуляют но бульварам и кушают и пьют даром».
Про Наполеона говорилось:
«Пришел с войском он в Москве пир пировать,
а пришлось горе-горевать,
от ботвиньи мерзнуть, щами захлебываться,
в каше вязнуть, в киселе грязнуть,
а вместо блинков, попробовать русских пинков».
На гуляньях обыкновенно бывал и обжорный рынок, начиная с продажи гречневиков, и блинная, и балаганы с разною снедью, со сбитнем и бузой, и зелено-вино, и разные неприхотливые лакомства: тверские калачи, крестовские сайки, обручи-кольца, тетерки, сгибни, белые красносельские хлебцы и пр.
Где-нибудь в стороне, на Козьем болоте кипели ожесточенные кулачные бои, в которых принимали участие и охотники-купцы. Дрались там «сам на сам», т. е. один на один и «стенка на стенку».
***
На старинных лубочных картинах Масленицу изображали в виде дебелой румяной толстой бабы.
Масленица... в ней есть что-то своеобразно-русское, удалое, широкое, как народное веселье. В ней сказываются наши национальные недостатки и хорошие черточки. Как говорилось, «что греха таить, — любим покушать, наш мужичок, если сядет за стол, так уж непременно кушак распояшет».
Обычай в эти дня позволял есть «до пересыта», упиваться «до недвижимости» или, как говорили в старину:
«Есть до икоты, пить до перхоты, петь до надсады, плясать до упаду».
Но настоящая Русская Масленица была там, в глуши русской провинции, в селах и деревушках, в остатках старых обычаев, в отголосках народных песен. Деревенская масленица самобытна, ей особенно посчастливилось в ряду народных празднеств и обычаев. Стоит вспомнить исторические названия дней Масленицы, чтобы вполне уяснить ее народный характер:
Понедельник зовется «встреча»,
Вторник — «заигрыши»,
Среда — «лакомка»,
Четверг — «разгул, перелом»,
Пятница — «тещины вечерки»,
Суббота — «золовкины посиделки»,
Воскресенье — «проводы, целовальник, прощеный день».
В понедельник утром свёкор со свекровью отправляли невестку на день к отцу и матери, а вечером сами приходили к сватам в гости. В этот день совершались приготовления к Масленице.
Во вторник происходили смотрины невест. Все масленичные обряды, по сути, сводились к сватовству, для того, чтобы после Великого поста, на Красную горку, сыграть свадьбу.
В среду зять приходил к тёще на блины. А какие блины пеклись в этот день! Блины гречневые, пшеничные, ячневые, овсяные, без дрожжей, на дрожжах, без белков, на белках, а блины на сбитых сливках!.. Недаром русский народ окрестил среду днем лакомства!
С четверга начиналась Широкая масленица, хозяйственные работы прекращались, празднования разворачивались во всю ширь. На столах появлялись просто необыкновенные закуски. И чего, чего-то тут только не было — и икра пяти-шести сортов, и балыки разные, и копчужки необыкновенные, и снеточки белозерские, и семга розовая, малосольная, и сиг копченый, нежности поразительной, и селедочка королевская...
В пятницу с ответным визитом тёща приходила в гости к зятю и блины в этот день пекла ее дочь.
В субботу молодые невестки приглашали к себе в гости золовок и других родственников мужа.
Воскресенье — кульминация всей масленичной недели. Все близкие люди просили друг у друга прощения за все причинённые за год неприятности и обиды. В воскресенье происходило заговенье перед началом Великого поста. В семействах, заговевшись сырными яствами, по выходе из-за ужина заедали пищу кусочком черного хлеба с солью и ели по ложке кислой капусты. Многие в этот день отправляли возы калачей в острог и разные богадельни, ходили по кладбищам прощаться с усопшими родственниками.
Но от блинов русский человек не мог даже отделаться и на первой неделе поста, поэтому в Субботу пекли постные блины, называемые «тужилками».
Но было бы несправедливо сказать, что одни только блины занимали русскую мысль во время Масленицы; нет, мы никогда не позволим себе нанести такой обиды ни русскому народу вообще, ни русской интеллигенции в особенности. Блин это только фундамент, а затем все шло своим чередом, как и подобает порядочным людям в их жизни: театры, цирки, танцы, вечера, балы, маскарады, всевозможные наряды, шум гам, веселье, ссора, дрязги, с утра до вечера гулянье, катание.
В деревнях и селах вместо городского маскарада на Масленицу ходили "ряженые" и "пужалки", которые порой передвигались на ходулях, а катания с горок устраивались почти в каждой деревне.
Но в равнинной части Тамбовской губернии это было делом непростым и горки приходилось строить из снега высотой до двух саженей (более 4 м) и длиной до 4 саженей (почти 9 м). Много труда составляло соорудить такую горку, да еще и покрыть ее толстым слоем льда!
В деревнях также сооружали и карусели из подручного материала. К одному концу длинного шеста привязывали санки, пропускали через закрепленное на земле колесо, а другой конец служил для привода карусели в движение:
Масленица всегда была в народном сознании живым существом, предметом олицетворения. То это соломенное чучело, то ражий мужик, которого торжественно возят по деревне, то корабль с парусами. Кое-где на проводах масленицу сжигали (жгли солому), во многих местах сохранялся обычай масленичных поездов с их буйной стремительностью и дурашливым колобродством. Также на Масленицу практиковался обычай «вязать колодку»: кого хотели выдать замуж или оженить, тому старуха тайком привязывала колодку к ноге.
1917 год внес свои "коррективы" в самый веселый народный праздник. Как писала одна из Санкт-Петербургских газет накануне февральской революции:
"Нет мяса, хлеба, дров в помине;
Стоит часами длинный «хвост».
Немногим масленица ныне,—
Зато Великий многим пост!
А вот квартира петроградца:
Температура—минус нуль.
Дров, хлеба здесь не доискаться,
Лишь от муки остался куль."
А годом позже, на Масленицу 1918 года, в газетах того времени ситуация описывается еще более зловещей:
«Невесела нынешняя "широкая масленица", первая в жизни свободного народа. Нет меда, нет сластей и пирожков; потеряли бабы звонкий голос, стоя в морозы и вьюги по очередям и визгливой перебранкой успокаивая беспросветную тоску. Не слыхать гремучих бубенцов и валдайских колокольчиков.
Не светятся дворцы огнями и не подлетают к ним шумные тройки...
Кони порезаны да и съедены...
Нет не только белой муки для блинов, но даже и черного, плохого хлеба не хватает...»
***
Масленица была для наших предков символом веселой и сытной жизни, признаком изобилия и благополучия. Народным праздником достатка, "утопающим в масленых реках, текущих среди мучных гор". Праздник с более, чем тысячелетней историей и многовековыми традициями. И обычай Масленицы стоит того, чтобы беречь его и дорожить им. Этот праздник является одним из немногих наших просветов в русскую самобытность, в нем сама народная жизнь.
И может быть наша задача, как потомков, вернуть Масленице ее первоначальное значение, чтобы снова, как и столетия назад были и карнавалы, и блины, и веселье. И чтобы уже наши потомки могли с гордостью написать о нас так, как написал автор одной газетной заметки более ста лет назад:
«В масленице, пожалуй, прорываются самые драгоценные наши качества — широта, удаль, размах, жизнерадостность, все буйные, молодые силы русской души. Масленица с блинами, с тройками, с балаганами и балагурством, с песнями и плясками, с невестами напоказ и щедростью во-всю, с пряниками и подарками, с шутовством и смиренным «прощанием», этот стремительный калейдоскоп чувств и настроений, от безудержного веселья до смиренного покаяния— ведь это мы, это Русь!»
P.S. О самом национальном блюде наших предков мы рассказали здесь.
P.S.S. А как справляли Масленицу потомки коммунаров можно почитать здесь.
По материалам дореволюционных газет
"Тамбовские Епархиальные ведомости", "Петербургский листок", "Петербургская газета"
Независимый исследователь Р.Н. Ирский
Куратор инициативной группы Г.Л. Леденева
Смотрите также:
Без комментариев...
Новая краеведческая книга о Кирсанове и Кирсановском...
Традиции предков в самый значимый в году праздник
Или о том, как весело справляли Масленицу наши предки,...
Или о том, как наши предки чтили самое национальное...
В каких занятиях проводили время наши предки между...
Как справляли Рождество наши предки? Что мы знаем об их...
Мы ищем:
Обновления списков
- 08.11.24 | Жители Покровской Иры
- 06.11.24 | Репрессированные коммунары
- 03.11.24 | Посемейный cписок первых коммунаров
- 31.05.24 | Клабище села Паника
- 05.09.23 | Кладбище села Ленинское
- 05.09.23 | Списки первых коммунаров
Обновления страниц
- 17.11.24 | Новости
- 16.11.24 | Cтатьи
- 10.11.24 | События и мероприятия
- 08.11.24 | Жители Покровской Иры
- 06.11.24 | Репрессированные коммунары
- 03.11.24 | Тайны имения Марии фон Рейтерн