Cтатьи

Шутки Шоу, Литвинова и леди Астор оживляют путешествие Берлин - Москва

Шутки Шоу, Литвинова и леди Астор оживляют путешествие Берлин - Москва

Статья в американской газете «Rockland County evening journal» от 22 июля 1931 года

(Перевод с английского)

ПРИМЕЧАНИЕ РЕДАКТОРА: Джордж Бернард Шоу, леди Астор и Максим Литвинов - пожалуй, самое блестящее и странное сочетание, какое только можно себе представить, - вместе отправились из Берлина в Москву. В том же поезде ехал Роберт Дж. Бендер, вице-президент и генеральный менеджер Юнайтед Пресс, который предоставил отчет об этой поездке, рассказал о разговорах и энергичных действиях Шоу и леди Астор, которые привели в восторг русских.

 

РОБЕРТ ДЖ. БЕНДЕР
Вице-президент и генеральный менеджер по новостям United Press

МОСКВА, 22 июля.
Джордж Бернард Шоу, возможно, величайший современный индивидуалист, вчера с важным видом прибыл в Москву с топорщащейся бородой и блестящими проницательными глазами, чтобы быть встреченным коммунистической Россией радостными возгласами, оркестрами и солдатами на параде. С ним приехали лорд и леди Астор с сыном, а также Максим Литвинов, советский комиссар иностранных дел, все они приехали из Берлина одним поездом.

“Да здравствует Бернард Шоу“, - кричала многотысячная толпа, размахивая красным знаменем и дико аплодируя. Двое других были проигнорированы. Духовой оркестр грянул марш, и Шоу, ухмыляясь и размахивая шляпой, прошел сквозь ряды войск в сопровождении Анатолия Луначарского, Карла Радека и других официальных лиц.

Леди Астор, редко остававшаяся без внимания, погладила ребенка на задворках толпы.

Разговор по душам

Поездка группы из Берлина была отмечена чередой вопросов и ответов и обменом колкостями, в которых Шоу, Литвинов и острая на язык "вирджинская супруга" английского пэра неоднократно фигурировали на остановках и в купе поезда.

Однажды, когда Литвинов устраивал "импровизированный суд" в окружении таких "пролетариев", как лорд и леди Астор с их сыном (который осенью поступает в Оксфорд), а также нескольких других британцев голубых кровей, леди Астор обратилась к Литвинову:

"Россия попадает в такое же положение, как Германия перед войной, с вашей большой армией и приготовлениями".

"Нет, наше положение совершенно иное", - возразил Литвинов. "Мы содержим армию исключительно для обороны, в то время как Германия создавала огромные вооруженные силы с определенной программой наступления".

После того как предосторожность России против согласованной войны капиталистических стран вызвала комментарии, младший Астор заметил:

"Это как раз то, о чем сегодня говорят все немцы. Они говорят, что, вступая в войну, все считали, что вынуждены были напасть, потому что им угрожало нападение со всех сторон".

В Негорелое, таможенном пункте на въезде в Россию, Шоу и леди Астор, проходя вместе с остальными по платформе, заметили женщин-железнодорожниц с тяжелыми лопатами, отдыхающих на ступеньках склада. Леди Астор побежала к ним, позвав за собой остальных и русского переводчика. Она спросила девушек, слышали ли они когда-нибудь о Шоу.

Никогда не слышали о Шоу

"Нет, мы никогда о нем не слышали", - ответила одна из девушек.

"Что, никогда не слышали обо мне?" - со смехом спросил Шоу.

Девочки объяснили, что знают только три фамилии, все русские, и среди них, конечно, Сталин.

"Нэнси, - сказал лорд Астор, - скажи им, что ты была первой женщиной, когда-либо избранной в парламент".

Леди Астор так и сделала, и девушки посмотрели непонимающе.

"Для них это ничего не значит", - объяснил переводчик.

Шоу, выглядевший молодо, высокий и стройный, с улыбающимися ирландскими глазами и свежим цветом лица, несмотря на свои 75 лет, прогуливался на каждой станции обычно с леди Астор. Он выполнял упражнения на растяжку, в то время как она практиковалась в прыжках, беге и энергичной гимнастике, и все это вызывало интерес и ухмылки у наблюдающих за ней русских мужчин, юношей и девушек.

Огромный интерес

И Шоу, и леди Астор задавали множество вопросов, проявляя огромный интерес ко всему.

Леди Астор сказала одной группе хриплых девушек, что им следует поручить работу на железных дорогах мужчинам, но они только хихикнули.

Образ Литвинова, занимающего высокое положение в коммунистических советах, беседующего и смеющегося с Шоу, выдающимися личностями и "развенчателями", а также с Асторами из британского пэрства, был лишь одним из многих интересных моментов во время этой поездки.

Любопытно, что над воротами в Негорелое висит вывеска, гласящая: "Коммунизм сотрет все границы".

И в поезде с его смешением личностей и национальностей на борту, конечно же, не было никаких границ.

Гертруда Эли, филадельфийский социолог, член делегации Шоу, была высажена из поезда в Варшаве, потому что не получила польскую транзитную визу. Несмотря на искренние усилия консула Соединенных Штатов в течение ночи, ей пришлось покинуть поезд и пройти обычную процедуру, прежде чем она смогла продолжить путь в Москву, по крайней мере, на день позже.

***

 

Материал подготовлен
Независимым исследователем Р.Н. Ирским
Куратором инициативной группы Г.Л. Леденевой


Все публикации>>>


Мы ищем:

Любые фотографии имения Марии фон Рейтерн
Музыкальные инструменты оркестров Ирской коммуны

Посмотреть все >>>